Какой театр покажут в Авиньоне

В официальной программе важнейшего европейского фестиваля – Платон, де Сад и наши «Идиоты»
Афиши – главный источник фестивального мусора. Официальную программу тут не рекламируют/ ANNE-CHRISTINE POUJOULAT/ AFP

Авиньон едва оправился от стресса прошлого года, когда бастующие сезонные работники чуть не сорвали фестиваль. Финансовые потери составили 240 000 евро, по оценкам сочувствующей фестивалю Le Monde (и 270 000, как пишет менее сочувствующая Figaro). В связи с чем финансирование в этом году было сокращено региональными властями на 5% – для фестиваля с бюджетом в 13,6 млн евро это ощутимая сумма. Таковы условия, в которых формировал свою вторую фестивальную программу режиссер Оливье Пи, занявший пост художественного руководителя Авиньона после десятилетнего правления предыдущей дирекции.

«Я другой» – так называет Пи свою вступительную статью к каталогу, речь в которой идет о пользе просвещения и культуры в решении острых социальных конфликтов и борьбе против мракобесия. «Культура Средиземноморья», как Пи уклончиво называет арабский мир, представлена в программе обсуждением случая с «Шарли Эбдо», спектаклем с восемью настоящими нелегалами из Обервилье и спектаклем про самых богатых людей Каира, которые не очень-то беспокоятся о разнообразных революциях за окном. Но в фокусе внимания профессионалов, скорее всего, окажутся не эти события.

Театр и улица

Специфика Авиньона, привлекающая на фестиваль массу туристов со всей Европы, – огромная неофициальная программа, участники которой за собственные деньги арендуют небольшие площадки и всячески зазывают на свои представления, превращая улицы средневекового города в площадку для круглосуточного карнавала, который длится почти месяц. Такой атмосферы нет больше нигде.

Важный акцент Авиньона-2015 – освоение театром философских текстов. Среди самых интригующих проектов программы – «Государство» Платона. Адаптацию текста сделал один из крупнейших современных мыслителей Франции – Ален Бадью, которого театр интересует и как теоретика (философское эссе Бадью «Рапсодия для театра» было переведено недавно на русский язык), и как практика (он сам пишет пьесы). Читать Платона – Бадью будут в саду, вход свободный: открытость, судя по всему, принципиальна для проекта, среди постановщиков которого – актриса Валери Древиль, звезда «Комеди Франсез», получившая классическую выучку у Антуана Витеза, а затем прошедшая школу Анатолия Васильева.

Другая гранд-дама французской сцены – Изабель Юппер прочтет компиляцию из двух самых известных романов Маркиза де Сада под общим названием «Жюльетта и Жюстина, порок и добродетель». Французские обозреватели игриво называют маркиза региональным автором: один из его замков – Шато де Лакост – расположен примерно в получасе езды от Авиньона. Для Юппер прозу де Сада адаптировал известный журналист, популяризатор и комментатор философских текстов Рафаэль Эндховен.

«Жюльетту и Жюстину» покажут на самой крупной и престижной площадке фестиваля – в Почетном дворе Папского дворца. Большие актрисы читают большие тексты – в Авиньон возвращается респектабельность, которую не очень-то жаловали предыдущие директора Ортанс Аршамбо и Венсан Бодрийе, открывшие двери для современного искусства и демократизировавшие сам принцип фестивального правления, заведя привычку приглашать каждый год нового худрука и выстраивая вместе с ним концептуальную программу. Оливье Пи, разумеется, эту практику отменил. С его приходом в Авиньоне стало больше французских суперзвезд (компанию Юппер составит Фанни Ардан со спектаклем «Кассандра») и меньше разнообразных поисков новых форм и разрушения жанровых границ.

Сам Оливье Пи представит в Почетном дворе «Короля Лира», которого он не только поставил, но и заново перевел верлибром, а в каждом интервью подчеркивает, что пьеса про ХХ век и Шекспир – наш современник. Другой ожидаемый спектакль, в котором Шекспир точно будет нашим современником, – «Ричард III» в постановке немецкого режиссера Томаса Остермайера, известного радикальной актуализацией классики (в его недавнем «Гамлете» принц Датский не расставался с видеокамерой, на которую фиксировал все происходящее на сцене). А завершат шекспировский сюжет Авиньона-2015 «Антоний и Клеопатра» нового худрука лиссабонского драмтеатра Тьяго Родригеса.

Почетный двор выделен и хореографу Анжелену Прельжокажу: он покажет «Возвращение в Берратхам» – длинный сюжетный балет по роману Лорана Мовинье про военный посттравматический синдром.

На другом полюсе авиньонской программы – эстонские концептуалисты из театра N099 (цифра означает количество проектов, после которого труппа должна самораспуститься). Они прославились в 2010 г. созданием фиктивной политической партии «Единая Эстония», учредительный съезд которой собрал 7000 участников, после чего было объявлено, что это художественный проект. Опус N051, который представят в Авиньоне, далеко не такой масштабный, но тоже затейливый. Называется «Моя жена устроила скандал и стерла все фотографии наших каникул». На этот раз предмет рефлексии – зависимость памяти современного человека от внешних носителей.

Польский классик Кристиан Люпа покажет постановку по «Дровосекам» Томаса Бернхарда, роману о венской театральной сцене 1980-х, который долгое время не печатали в Австрии из-за жалоб узнавших себя персонажей.

Российских спектаклей в официальной программе Авиньона не было с 2006 г., когда Анатолий Васильев показывал «Илиаду» в эффектном антураже карьера де Бульбон. И вот теперь в Авиньон едет Кирилл Серебренников. После удачных парижских гастролей «Гоголь-центра» фестивальных отборщиков заинтересовали его «Идиоты» по сценарию Ларса фон Триера, адаптированному к реалиям современной Москвы.

Авиньонский театральный фестиваль пройдет с 4 по 25 июля