Конкурс Чайковского завершился

Грандиозный по масштабам и напряжению, он предъявил на выходе сложную конфигурацию победителей
Гран-при монгольскому певцу – самый неожиданный вердикт конкурса/ КОНКУРС ЧАЙКОВСКОГО

Сколько бы ни ругали конкурсы, именно они, пришпиливая к музицированию спортивный элемент, превращают вереницу отдельных выступлений в подобие захватывающего сериала. Пятнадцатый конкурс Чайковского посмотрело по medici.tv около десяти миллионов человек по всему миру. И все они теперь знают, кто такие Дмитрий Маслеев, Андрей Ионица, Люка Дебарг и Ариунбаатар Ганбаатар.

Открытием конкурса стал обладатель четвертой премии. Романтичный француз, чью школу легко уличить в неправильности, – типичный герой Конкурса Чайковского. Обычно таких отправляют домой после второго тура и женская часть публики горько плачет – но Люка Дебарг играл Метнера и Равеля настолько художественно, что не устояло и жюри. Литератор и композитор, только в 20 лет выбравший профессией рояль, он предстал интровертом, способным создавать музыку здесь и сейчас от первого лица. В финале с оркестром Дебаргу не хватило масштабности и опыта – там Маслеев переиграл его вчистую. Однако Ассоциация музыкальных критиков Москвы именно Дебаргу присудила свою премию, выражением которой станет сольный концерт в Доме музыки в декабре этого года, а Ирина Антонова пригласила его на «Декабрьские вечера».

Конкурсный полк прошел от предварительных прослушиваний через первый тур, два этапа второго тура и финал к двум гала-концертам, растеряв по дороге прекрасных бойцов. Юрий Фаворин и Андрей Коробейников, не пропущенные во второй тур, выступили настолько зрело, что, казалось, они давно переросли сам конкурс. Без них пейзаж вдруг опустел – и все равно в финале оказалось слишком много сильных пианистов.

Победу Дмитрию Маслееву никто не прочил заранее. Застенчивый молодой человек из Улан-Удэ боязливо крестился перед выходом на сцену и растерянно улыбался в ответ на овации, но, чуть сев за клавиатуру, тут же превращался в стального коня. В каждом туре он играл последним и в финале перевернул весь конкурсный расклад. Сочетание простодушия и оснащенности (Московская консерватория), естественности и масштабного мышления (лучшими у Маслеева стали крупноформатные концерты с оркестром) дали редкий результат. Когда-то похожее впечатление производил молодой Михаил Плетнев. Сегодня у Дениса Мацуева (по-отечески счастливого члена жюри) появилась народная альтернатива.

#TCH15

Видеотрансляция конкурса, проходившая под тегом #TCH15, в полном объеме доступна в архиве телеканала medici.tv

Интеллигентской альтернативой был Лукас Генюшас – потомственный московский музыкант. Воплощение культуры, стабильности и качества, он казался чуть равнодушным – и разделил вторую премию с Джорджем Ли, покорившим непосредственной радостью музицирования. Этот 19-летний американский азиат, играя, успевал получать удовольствие от того, как отвечает ему оркестр (Госоркестр под управлением Алексея Богорада был надежным партнером всех финалистов), а своим обаянием исчерпывал квоту инфантилизма – становилась непонятной необходимость присутствия на конкурсе сверхскоростного 16-летнего Даниила Харитонова, разделившего бронзу с академичным Сергеем Редькиным.

Не столь идиллическую картину явил вердикт скрипичного жюри, где судьи не сошлись во вкусах настолько, что первой премии не оказалось вообще, вторую без очевидных причин получил Цзэнь Юй-Чень, третью разделили аж трое – Павел Милюков, Александра Конунова и Гайк Казазян, а вот Клара-Джуми Кан, обладательница неотразимого таланта, умеющая, играя виртуозные пассажи, поощрительно улыбаться валторнистам, получила лишь четвертую.

Зато виолончелисты отдали первый приз настоящему мастеру – 20-летний румын Андрей Ионица оказался музыкантом зрелым и глубоким, в его индивидуальном тембре содержалось большое и нефорсированное чувство. Александр Рамм и Александр Бузлов справедливо заняли второе и третье места.

Лучшими певцами столь же справедливо названы Юлия Маточкина, меццо-сопрано из Петербурга, и монгольский баритон Ариунбаатар Ганбаатар (кстати, ничуть не сложнее, чем Апичатпонг Вирасетакул, особенно если в юности вы читали Бибхутибхушана Бандьопадхая). Ирония же конкурса состояла в том, что даже столь надежный боец, как Дмитрий Маслеев, не выдержал напряжения и завалил свой выход на втором гала-концерте, в ходе которого Валерий Гергиев не только дирижировал, но и решал, кто должен стать обладателем Гран-при. Выбирая между опростоволосившимся Маслеевым, виолончелистом Ионицей (а легко ли из виолончелиста сделать звезду?) и молодцом-баритоном, маэстро к общему удивлению выбрал Ганбаатара. Но и тут есть свой плюс: ведь рановато еще сдвигать лауреата Гран-при прошлого конкурса Даниила Трифонова с тесного фортепианного Олимпа.