На выставке Стаса Шурипы можно увидеть компьютерную анимацию «Победа над солнцем»

Название и графика позаимствованы у классиков русского авангарда
Все работы на выставке красивы, и этого достаточно/ Галерея «Триумф»

Выставка Стаса Шурипы «Сновидение толкований» состоит из трех работ. Две инсталляции без названия и движения красивы, декоративны, образованы из бумажных объектов и видео, пластически связанных между собой. Объекты отбрасывают живописные тени и напоминают о визуальных фокусах графики Эшера, смысл которой в этих самых визуальных фокусах. Но главное произведение выставки, подготовленной для Манежа галереей «Триумф», – видео, анимационный компьютерный фильм длиной в шестнадцать с половиной минут.

Называется он, как и классическое, ключевое произведение русского авангарда – опера, впервые поставленная в декабре 1913 г. Музыку для нее сочинил Михаил Матюшин, текст писали Велимир Хлебников и Алексей Крученых, сценографию и костюмы придумывал Казимир Малевич. Не сразу, а только во второй постановке на сцене появлялся черный квадрат на белом фоне. «Основная тема пьесы – защита техники, в частности авиации. Победа техники над космическими силами и биологизмом», – объяснял Крученых.

«Победа над солнцем» Стаса Шурипы – не соревнование с великими, а скорее оммаж им. Но, можно предположить, и идеологическое высказывание, потому что Шурипа – художник, склонный теоретизировать, автор статей о сущности и природе современного искусства. «Художник цифровой эпохи – бродяга по глобальной империи знаков, семионавт», – написал он в одной из статей. Словотворчеством он не злоупотребляет, только шутит, как в названии выставки. Разреженный язык его статей так же относится к мощному словотворчеству Хлебникова и Крученых, как и цифровое изображение его видео к суровой геометрии Малевича. Современный художник много проще и анемичней классиков. Не только по скромности таланта, но и по законам нашего времени, позволяющим бродяжничать по чужим творческим империям.

Видео Шурипы – антиутопия, в нереальном постиндустриальном мире движутся составленные из треугольников фигуры, стилизованные под эскизы костюмов Малевича, а также различные монстры и кляксы. Действие идет под чтение нежным девичьим голосом стихотворного либретто футуристической оперы, кажущегося воркованием, а не «словоновшеством», в котором Бенедикт Лифшиц различал пробуждение уснувших в слове смыслов и рождение новых.

Картинки в фильме Шурипы визуально изобретательны и очень нарядны. Множество использованных там сложных цветовых сочетаний делает экранное изображение бесконечно далеким от чистых красок русского авангарда. Цифровая анимация «Победа над солнцем» констатирует полную победу техники над «биологизмом» – ничего живого в ней нет, ни о чем живом она не рассказывает. Все содержание новой оперы – видимость. Считается, что идеи русского авангарда больше всего повлияли на архитектуру и дизайн, выставка Стаса Шурипы о том, как дизайн заменил искусство.

До 19 июля