Ораторией Гайдна «Сотворение мира» открылся Зальцбургский фестиваль

Его тема – «Неравенство», в программе – новаторские постановки с участием оперных звезд
Режиссер Петер Конвичный и дирижер Инго Метцмахер на фоне Зальцбурга/ Salzburger Festspiele

Неравенство» – такова генеральная тема нынешнего летнего Зальцбургского фестиваля, включающая различные противопоставления: верх и низ, господин и слуга, восстание и послушание. Фактически режиссер и куратор театрально-драматической программы Свен-Эрик Бехтольф объявил поводом для артистических рефлексий различия самого разного свойства: социального, природного, гендерного, исторического. Под эту весьма общую тему с легкостью можно подвести любые сюжеты.

Нынешний фестиваль проходит фактически уже без участия Александра Перейры. Сложив полномочия интенданта, он покинул Зальцбург, взяв на себя бразды правления в миланском La Scala. Перейра придумал концертный цикл «Духовные увертюры», который стал предшествовать оперной программе фестиваля. В этом году он посвящен музыке индуизма, так что приглашены ансамбли и театры из Индии. «Духовные увертюры» положили начало и новейшей репертуарной традиции летнего Зальцбурга. Теперь каждый год он открывается исполнением оратории Гайдна «Сотворение мира», приглашенным дирижером на этот раз стал Марк Минковски. Он встал за пульт сводного оркестра, составленного из «Музыкантов Лувра и Гренобля» и музыкантов «Моцартеума».

За 44 дня фестиваля на 12 его площадках состоится 188 спектаклей и концертов. Главные оперные события развернутся на трех сценах Фестивального центра: в «Доме Моцарта», Фельзенрайтшуле и Фестшпильхаусе.

В честь Булеза

Программа Salzburg Contemporary в этом году посвящена юбилею Пьера Булеза; в ней задействованы ансамбль Klangforum Wien и оркестр «Западно-Восточный диван» под управлением Даниэля Баренбойма.

Гвоздем оперной программы обещает стать премьера оперы Вольфганга Рима «Завоевание Мексики» на тексты Антонена Арто и Октавио Паса. Каст абсолютно звездный: в главных партиях заняты Ангела Деноке и Бо Сковхус. Сюжетная канва – взаимоотношения Кортеса и Монтесумы, которые разворачиваются на историческом фоне: завоевание империи ацтеков испанцами. Что интересно, партия Монтесумы написана Римом для женского голоса; Петер Конвичный считает, что это самая великолепная идея композитора. Как рассказал Конвичный на пресс-конференции, спектакль его – о мужчине и женщине, о плюсе и минусе, о противоположностях, которые в идеале не должны аннигилироваться при встрече, но гармонично сливаться. Главная мысль режиссера такова: «Любая цивилизация, в которой нарушаются отношения между мужчиной и женщиной, обречена на гибель и падение».

«Свадьба Фигаро» в постановке Эрика-Свена Бехтольфа завершит оперную трилогию Моцарта/Да Понте и не обещает сюрпризов как в смысле оригинальности режиссерского высказывания, так и в певческом составе: за пультом – Дан Эттингер, в ролях – Аннет Фрич, Мартина Янкова и Лука Пизарони. Прошлым летом Бехтольф представил свою версию «Дон Жуана», действие которого разворачивалось в фешенебельном пятизвездочном отеле; впрочем, спектакль был воспринят без особого восторга.

Зато от премьеры бетховенского «Фиделио» стоит ожидать необычных, но убедительных режиссерских решений, на которые так щедр Клаус Гут. В главных партиях заняты Йонас Кауфман и Адрианна Печенка, за пульт Венских филармоников встанет Франц Вёльзер-Мест, волшебник, умеющий превращать звучание оркестра в чарующую светоносную субстанцию.

Чечилия Бартоли блеснет в двух титульных партиях: в «Норме» Беллини и «Ифигении в Тавриде». Оба спектакля – копродукция с майским Троицыным фестивалем, который возглавляет певица.

Из прошлогодней программы в нынешнюю кооптированы «Трубадур» в постановке Алвиса Херманиса, в котором споют Франческо Мели и Анна Нетребко. А также безусловная удача прошлого лета, восхитительный «Кавалер роз» Штрауса в постановке Гарри Купфера. Три оперы пройдут в концертном исполнении: это «Дидона и Эней» Перселла, «Вертер» Массне и «Эрнани» Верди.

В четырех из семи оперных спектаклей занят оркестр – резидент фестиваля – Венские филармоники. Кроме того, венский оркестр, как обычно, представит пять симфонических программ с пятью разными дирижерами: Янник Незе-Сегуном, Бернардом Хайтинком, Риккардо Мути, Даниэлем Баренбоймом и Семеном Бычковым.