В Русском музее открылась большая выставка Георга Базелица

Так много работ немецкого неоэкспрессиониста, классика современного искусства в нашей стране еще не показывали
Живопись Базелица энергичная, даже буйная/ Антон Круглов

Выставка «Как это начиналось» – первая большая ретроспектива Георга Базелица – включает живопись и графику за последние 20 лет. Она привезена из венского музея «Альбертина», где в конце 2013 г. состоялась выставка художника под названием «Ремикс», положенная в основу нынешней русскомузейной экспозиции.

Переворачивание изображения с ног на голову, ставшее отличительным знаком его искусства, Базелиц впервые применил в 1967 г. Как и многие другие немецкие живописцы того поколения, он хотел лишить восприятие искусства привычного автоматизма, заставить глаз пробиваться сквозь зрительные помехи к самой живописной материи. В 2005–2006 гг. Базелиц стал перерабатывать свои уже ставшие классическими картины, создавать их новые версии, ремиксы, как, например, написанной в 1967-м знаменитой работы «Ларри от Б.». Новые картины разительно отличаются от старых.

Что видели

В собрании Музея Людвига в Русском музее, которое экспонируется в Мраморном дворце, есть работа Базелица классического периода – диптих «Бутылка и орел» 1977 г. На выставке немецкого искусства XX в. из коллекции греческого судовладельца Джорджа Эконому «Против света» в Эрмитаже в 2013 г. демонстрировались цикл акварелей художника и картина «Орел в постели».

Для отечественного зрителя отдельный интерес содержится в цикле «русских картин»: в начале нулевых Базелиц переписал в собственном стиле десяток классических полотен соцреализма. В Русском музее показаны две живописные работы из этой серии, а несколько других повторены автором в большом формате акварелью. Базелиц, переехавший из Восточной Германии на Запад за несколько лет до постройки Берлинской стены (свой псевдоним он взял по названию родного городка Дойчбазелиц в Саксонии), мог еще школьником застать все эти произведения с пропагандой социалистического образа жизни: «Дочь советской Киргизии», «Ленин в Смольном», «Опять двойка». Впрочем, у Базелица знакомые любому советскому человеку еще по учебнику родной речи картинки нелегко сразу признать: композицию, которая свободно намечена кистью или пером и повернута набок, заливают большие и подвижные цветовые пятна. Восприятие сюжета полностью отменяется, а заурядные советские картины превращаются в веселый балаган чистой живописи. На работе, написанной по мотивам картины Иогансона «На старом уральском заводе», – с нее Базелиц взял только основную фигуру рабочего, как всегда перевернув ее, – можно в нескольких местах заметить одинаковые круги разного цвета. Наверное, художник работал над разложенным на полу холстом, обходя его со всех сторон и переставляя банку с краской. Яркая, наполненная цветом вещь Базелица выгодно отличается от ходульной живописи оригинала.

Георг Базелиц – одна из ключевых фигур немецкого искусства. Он подходит к реальности, какой для художника служит вся предшествующая живопись, включая его собственную, четко осознавая опыт классического модернизма, который увидел в картине в первую очередь совокупность краски, холста и художественных приемов, а не только сюжет и тему. Если эмансипация живописи от сюжета была заслугой художников первой половины XX в., то неоэкспрессионисты в 1970-е гг. доказали, что даже такая почтенная форма, как картина, может быть актуальна ничуть не меньше последних технических новинок в искусстве, – тем самым они расширили художественную свободу. Тому месту, которое занимает живопись на современной художественной сцене, мы обязаны этим художникам из движения Neue Wilde – Георгу Базелицу, Ансельму Киферу, Герхарду Рихтеру, Зигмару Польке.