Боксерская драма «Левша» набита штампами жанра

Но исполнитель главной роли Джейк Джилленхол все-таки показывает в ней актерский класс
Джейк Джилленхол в отменной форме – как физической, так и актерской/ KINOPOISK.RU

Билли Хоуп (Джейк Джилленхол) вырос в сиротском приюте в том районе Нью-Йорка, который называется «Адская кухня». Постепенно пробился наверх – где его ждали отличная боксерская карьера, красивая, умная, любящая жена (Рейчел Макадамс), лапочка-дочка, большой особняк, несколько автомобилей и всеамериканская слава. «Левша» начинается с эпизода его триумфа: Билли бьется за звание чемпиона мира в полутяжелом весе, долго поддается сопернику, а потом наконец выходит из себя, очень страшно скалит зубы, набрасывается и яростным ударом отправляет противника в нокаут. Потом, в раздевалке, изо рта Билли льется кровь, не удается нагнуться и снять носки, перед тем как принять душ. Жена вскоре начнет умолять его покончить с боксом: «Иначе через два года ты превратишься в инвалида».

В реальном мире у истории Билли, конечно, может быть и развязка с инвалидностью, и еще много других, но режиссер Антуан Фукуа как-то сразу, в первые десять минут, дает понять, о чем будет кино. Если фильм начинается с апофеоза боксера, выбившегося из грязи в князи, значит, ему назначено падение обратно в грязь. А потом он будет из грязи долго и мучительно выкарабкиваться. И пока Джилленхол и Макадамс беседуют после поединка в тихой спальне, ты лениво гадаешь: что же такое случится с Билли, чтобы ему снова надо было доказывать зрителям свою состоятельность? Может, ему действительно уже что-нибудь отбили напрочь, только он пока не заметил?

Друзья Эминема

Эминема в «Левше» нет, но есть его друг 50 Cent в роли сребролюбивого менеджера героя и Рита Ора в небольшой роли многодетной наркоманки. Оба в кино не новички: Ора, например, снялась в «Форсаже-6» и «50 оттенках серого». У 50 Cent фильмография куда более обширная: после провала в 2005 г. дебютного фильма «Разбогатей или умри, пытаясь стать богатым», основанного на событиях его собственной жизни, он сыграл еще в дюжине картин, среди которых «13» грузина Гелы Баблуани, «План побега» со Шварценеггером и Сталлоне, «Право на убийство» с Аль Пачино и Робертом Де Ниро. Он успел даже сам снять криминальную драму «Прежде чем я саморазрушусь» по собственному сценарию и с собой в главной роли.

Пока не отбили. Но вскоре он действительно лишится абсолютно всего и пойдет устраиваться на работу в затрапезный спортклуб в той же «Адской кухне». Причем тренером его не возьмут – будет слишком заметно, что он обкурился перед собеседованием, – предложат стать уборщиком.

Сценарист Курт Саттер (автор сериала «Сыны анархии») сочинил «Левшу» специально для Эминема, и в 2011 г. популярный рэпер согласился играть главную роль (фильм рассматривался как своего рода вариант «Восьмой мили», только про бокс). Поразмыслив, Эминем с проекта все-таки свалил – по идее, «Левша» на этом и должен был бы свернуться: очевидно, что сколочен сценарий под выход конкретной звезды – не голливудской, не особо искушенной в актерском мастерстве, зато с исключительной харизмой, которая и оказалась бы затмевающим все спецэффектом. Но Фукуа проект все-таки не бросил и продолжил работу уже с Джейком Джилленхолом (по мнению продюсера Харви Вайнштейна, он наконец получит как минимум номинацию на «Оскар» – об этом в момент выхода «Левши» первым делом и судачили американские кинокритики).

При всей простоте сюжета без психологии в «Левше» не обходится. Куда там – он весь про психологию: новый наставник (Форест Уитакер) в резких, но подчеркнуто цензурных выражениях объясняет опустившемуся Билли, что всю жизнь он дрался не так. Вместо того чтобы весь матч копить злобу и в последнем раунде бросаться на соперника, как обезумевший хорек, надо учиться защищаться.

«Левша» – это история про подростка, которого недовоспитали (ему, сироте, за тридцать – а все еще отчаянно нужны родители), и про боксера, которого недоучили. Поражает, однако, с какой скоростью удается все в его психологии и технике поправить: хватает поучений, которые в напечатанном виде займут страницу, да быстрого монтажа из напряженных тренировок в зале («Давай-давай-давай!»), чтобы Билли вновь оказался на ринге сражающимся за чемпионский титул. Да и с гневом, принесшим ему кучу проблем, он управляется одной левой – под новую песню того же Эминема Phenomenal, в которой куплеты звучат как некое необыкновенно быстрое, пулеметное кваканье.

«Левша» собран из штампов, их количество поражает: стоит тебе подумать «вот сейчас он побежит по утреннему городу в капюшоне, как Рокки» – и Билли уже бежит, родимый. Кажется, Фукуа специально нагромождает банальности и довольно умело спрессовывает их в надежный строительный материал (говорят, в Нидерландах скоро будут делать покрытия для дорог из переработанных пластиковых бутылок – вот здесь применен схожий принцип). Фукуа не собирается говорить о боксе ничего нового – потому что после «Рокки», «Бешеного быка», «Малышки на миллион» и еще десятка классических картин ничего нового о нем сказать, наверное, уже нельзя. Он берет энергией и режиссерским мастерством. Ему, постановщику «Тренировочного дня», ни того ни другого не занимать. Выходит простое кино про простого парня с простым посылом: бей, да дело разумей.

Автор – специальный корреспондент «Комсомольской правды»