В Выборге открывается кинофестиваль «Окно в Европу»

Картины мэтров соседствуют в его программе с фильмами дебютантов
В фильме «В далеком сорок пятом... Встреча на Эльбе» русские и американцы совместно накладывают санкции на Германию/ KINOPOISK.RU

Двадцать третий фестиваль российского кино «Окно в Европу» решил уместить в одну календарную неделю пять конкурсных программ, из них три – игровые. А также – вне всякой состязательности – устроить премьеры, провести мастер-классы и отметить юбилеи именитых фильмов и авторов. Неделя в Выборге обещает быть как минимум нескучной.

Ее откроет первый публичный показ военной драмы «В далеком сорок пятом... Встреча на Эльбе». Сценарий фильма написал Петр Тодоровский, и он же наверняка предполагал его поставить, как это прежде случалось с его автобиографическими военными историями. Увы, замечательного режиссера и человека Тодоровского-старшего уже больше двух лет нет в живых, и «Встреча на Эльбе» состоялась в постановке его вдовы Миры Тодоровской. Для нее, продюсера со стажем, это всего лишь второй после «Жены Сталина» режиссерский опыт, и опять в содружестве (теперь – с Петро Алексовски).

Выбрав фильм для торжественного открытия и поместив на фестивальный плакат Василия Шукшина из «Они сражались за Родину», «Окно в Европу» тем самым как бы подтвердило, что не забыло, чем памятен нынешний год, пусть торжества и отшумели еще весной. Однако сделано это не в жанре «георгиевская ленточка себе в петлицу». Шукшин на плакате улыбается, меж тем небо за его спиной уже заволакивает предгрозовыми тучами: в воздухе пахнет грозой – не праздником. «В далеком сорок пятом...» и вовсе идет поперек главной улицы, по которой с оркестром маршируют разгоряченные россияне, проклинающие «пиндосов». Это кино не просто про далекие, а прямо-таки про удивительные в свете новейших настроений и санкций времена, когда американцы у нас ходили в союзниках, а не во врагах всего живого и не зазорно было без ущерба для собственного патриотизма отдавать им должное за их какое-никакое участие в выигранной нами войне, а советские солдаты-победители даже позволяли себе, о ужас, влюбляться в американок. Фильм не видел еще никто, и я в том числе, но «Окно в Европу» за такое возражение недоброму и опасному тренду заслуживает, я считаю, медали вроде «За отвагу на пожаре».

Другой конкурсный фильм – «Душа шпиона» – вернет всех желающих в наши дни совсем не дружественного сосуществования двух когда-то союзников. Тотальный шпионаж, схватка разведок, двойная игра американо-советского ловкача – это уже гораздо более знакомые идеологические обстоятельства в остросюжетной интерпретации прославленного ветерана соответствующих служб и одновременно писателя Михаила Любимова и известного режиссера Владимира Бортко. Последний полтора десятка лет назад, после не самой главной своей удачи в исповедальном жанре «Цирк сгорел, и клоуны разбежались», ушел с большого экрана на телевизионный и там немало преуспел – многомиллионный зритель «Идиота» и «Мастера и Маргариты» это подтвердит. Но иногда они возвращаются – вот и режиссер Бортко решил вернуться в кинотеатры к зрителям по билетам, что заранее делает его «Душу» интересным предприятием.

Деловое застолье

При рождении выборгское «Окно в Европу» получило титул фестиваля-кинорынка, потом от него отказалось, а теперь хочет вернуть себе деловую репутацию. С этой целью придумано послесловие к фестивалю: круглый стол о проблемах копродукции. Он пройдет в Хельсинки – ведь именно на эту европейскую сторону выходит выборгское «Окно».

Бортко – не единственное звучное режиссерское имя на сводной выборгской афише: режиссер Александр Прошкин – это тоже, знаете ли, звучит гордо и по делу. А если еще учесть, что свое 75-летие Прошкин-старший отметил двумя почти одновременно снятыми и почти на равных (один – в конкурсе, другой – в информационной программе) представленными в Выборге фильмами, то никакая одобрительная эмоция не покажется тут чрезмерной. «Райские кущи», переложенную на современность «Утиную охоту», в июне отвоевал для премьерного показа ММКФ, на котором, как известно, сильно, хоть и без особых призовых последствий выступил Прошкин-младший, Андрей, с «Орлеаном» по сценарию Юрия Арабова (жаль, что не вышло заполучить это отличное кино в программу «Выборгский счет», ныне небогатую). А теперь его отец выставляет на конкурс «Окна» свою «Охрану» из неказистой провинциальной жизни – и посмотрим, какие ключи к арабовской драматургии считает подходящими он. Да еще обещан мастер-класс от Прошкина-старшего, хотя два фильма дуплетом в 75 лет – это, согласитесь, само по себе сильно и дополнительных слов от автора, подтверждающих его мастерство и класс, тут вроде и не требуется.

По нынешним не щедрым на запуски временам снимать по фильму в год – тоже слыть почти стахановцем. Арсений Гончуков, взявший в Выборге главный приз в прошлом году, успел к началу нового «Окна» завершить новое кино – и с полным правом встал с ним в конкурс. Особое наполнение режиссерскому праву Гончукова придает то обстоятельство, что он не стал ждать милостей от госбюджета, а сам буквально за три копейки и с единой для всех участников мотивацией «ради искусства» произвел «Последнюю ночь». Драматическая коллизия там достаточно ходовая (человек, узнавший свой смертельный диагноз, подводит личные итоги и устраивает себе напоследок «путешествие в обратно»), но осложненная острой для чувствительных сердец подробностью: коварная болезнь настигает успешного врача-онколога, и вы догадываетесь, что это за болезнь.

Не хвастаясь в отличие от «Кинотавра» сотнями поданных заявок на участие в главном конкурсе и честно признавшись всего-то в 60 соискателях, Выборг взял пример с Сочи в другом: щедро отдал немало конкурсных квот дебютантам и тем самым предложил собравшейся у «Окна» публике вглядеться в незнакомые лица и изучить художественные интересы новоприбывших. Общая картина прояснится через неделю, но уже сейчас ее можно смело объявлять занимательно пестрой в разных смыслах. Жанровый пейзаж: от комедии – к мелодраме, оттуда – к детективу, к драме и далее почти везде. Обстоятельства места и образа действия – на любой вкус: стычка поколений в школе – и рядом житье-бытье работников провинциального завода, тяжесть гастарбайтерской лямки, кризис семейной жизни и как с ним бороться, афера со страховым полисом и что из этого вышло etc. Наконец, художественное качество исполнения, которое, по идее, и должно стать главным объектом внимания членов жюри и председательствующей там Светланы Проскуриной. Им не только предстоит все это посмотреть, но и придется во всем этом разбираться, чтобы о чем-то договориться и в результате обрадовать своим вердиктом немногочисленных одних, а всех других утешить проверенными словами о том, что главное – участие.