Выставка «Люди в городе» оказалась печальной и нервной

Хотя это сборная выставка работ разных авторов из собрания Государственного центра современного искусства
Это «Человек» Стефана Балкенхола/ С. Портер/ Ведомости

Выставка «Люди в городе» составлена из работ коллекции Государственного центра современного искусства (ГЦСИ). Сделана она просто, точно и без намеков на обладание тайным знанием, которым любят щегольнуть кураторы ГЦСИ.

Витиеватых пояснительных текстов здесь тоже нет, только несколько предложений при входе: «История городов влияет на судьбы его жителей» или «Современное искусство детерминировано антропологией». Но и без этих очевидностей можно было обойтись. Поскольку и так понятно, как связаны между собой работы и почему они здесь собраны вместе.

О коллекции

Коллекция ГЦСИ насчитывает более 5000 единиц хранения. Большей частью это дары художников, так что сетовать на уровень работ смысла нет. Но, как показывают регулярные выставки, собранные из вещей центра, на основе коллекции может быть создана хорошая постоянная экспозиция. Лишь бы новое здание для нее было построено. По плану оно должно открыться в 2019 г. на Ходынском поле.

Ощущение естественности сопутствует просмотру. Здесь легко, без перестройки зрения, переходишь от вызывающе грубой и блеклой живописи Бориса Турецкого к демонической фотографии Константина Худякова или к кокетливому постановочному видео Саши Пироговой. Даже не задумываешься, что на выставке собраны не только произведения разного времени и места рождения, сделанные в различных техниках, но и вещи совершенно разных эстетик, отличающиеся задачами, которые авторы перед собой ставили.

Кто-то искал собственные пластические решения, другие проявляли сильные чувства, третьи холодно придумывали и точно рассчитывали, что делать для получения эффекта. Братья Чепмен, как всегда, хулиганили, словно уличные подростки. Но вот, оказывается, все вместе эти разные вещи создают общее настроение и говорят об одном – внутреннем преодолении тоски и заброшенности в абсурде большого города. Даже фотографии из серии группы АЕС+Ф «Лесной царь» как-то потеряли свой внешний блеск, будто золото на них пообтрепалось.

В центре зала как камертон всему выставленному стоит нечеловеческого размера скульптура Стефана Балкенхола «Человек». Деревянный мужчина в рубашке, брюках и ботинках – то ли памятник заурядному горожанину, то ли автопортрет без очков. «Человек», как и все скульптуры этого автора, вырублен грубо, но снисходительно к слабостям обывателя, такого, как все мы, ставшие частью, элементом городского пейзажа. Или интерьера – как на фотографиях Франка Хертфорта.

В одном из углов зала стоит того же роста, как и скульптура Балкенхола, конструкция Игоря Шелковского, изображающая человека весьма абстрактно, как часть ограды. И это не единственная выставочная рифма. Здесь все с чем-то перекликается – яркое с бледным, холодное с нежным, расчетливое со спонтанным, сложное с примитивным, мастеровитое с безыскусным. Куратор выставки и художественный руководитель ГЦСИ Леонид Бажанов опытной рукой расставил произведения так, чтобы перекликались и рифмовались они тихо, неназойливо. И с понятной деликатностью не поставил рядом нежную графику Константина Батынкова с портретами родителей Ирины Наховой, написанных как сквозь слезы. Чтобы не было в одном месте слишком много эмоций.

Выставка ГЦСИ о людях в городе получилась, скажем прямо, невеселой. Но от умудренного жизнью ее куратора странно было бы ждать бодрости и энтузиазма. Зато – редкий случай – он создал не образовательный и познавательный отчет о деятельности художественного учреждения, а место для сопереживания, сострадания и понимания.

До 13 сентября