Выставка «Крекс, фекс, пекс» в Литературном музее посвящена юбилею «Золотого ключика»

Она рассказывает о книге, кукольном театре и о нравах поэтов Серебряного века
На выставке про Буратино можно найти самые странные вещи/ М. Стулов/ Ведомости

Выставка, названная словами заклинания, способствующего обогащению, с подзаголовком «Новая история деревянного человечка» приурочена к нескольким датам. Помимо юбилея «Буратино» еще и к 190-летию Карло Коллоди, первым написавшего популярную сказку о мальчике, рожденном из полена, и столетию перевода этой поучительной истории на русский язык Камиллой Данини.

Но не памятные даты дали возможность авторам экспозиции рассказать не только о книге и ее авторе, но и о людях Серебряного века, магии кукол, мальчиковых комплексах и современном искусстве. Тому причиной сам герой и его универсальная история: ожившая статуя удрала от любящего создателя и вернулась к нему, едва избежав гибели и вылечившись от пороков ценой перенесенных испытаний и внутреннего перерождения.

Карло Коллоди использовал мотивы известных мифов и плутовского романа, а Алексей Толстой, начавший в 1935 г. печатать в «Пионерской правде» сказку «Золотой ключик, или Приключения Буратино», добавил к «Приключению Пиноккио» еще массу намеков на своих современников.

Для детей

Выставка идеально подходит для семейного просмотра. Родителям будет интересна не только ее культурно-историческая составляющая, но они еще смогут вспомнить свое детство – свои любимые книжки и фильмы. А для детей придуманы разные развлечения – от возможности порисовать до настольной игры, увеличенной в размере до напольной.

Выставку открывает запись телепрограммы Ивана Толстого, где он рассказывает об отношениях своего деда с Максимилианом Волошиным, о дуэли из-за Черубины де Габриак и нравах поэтов в начале века. Его занимательный рассказ дает возможность выставить в первом же зале самые разные ценности из сокровищницы Литмузея: фотографии Анны Ахматовой и Ольги Глебовой-Судейкиной, иллюстрации к «Незнакомке» Блока, холсты и графику Сергея Судейкина, афиши спектаклей Всеволода Мейерхольда. Но музей остается к ним деликатен и не настаивает, что Максим Горький – прототип Буратино, Блок – Пьеро, а Мейерхольд – вылитый Карабас-Барабас. Выставка не о том, кого высмеял Толстой в своей сказке, а о волшебной силе искусства, в частности – театра, особенно кукольного.

Выставке отданы главные залы Дома Остроухова, но их не много и они камерные, так что не вполне понятно, как там не только обозначены, но и раскрыты множественные сюжеты, связанные с книгой. Здесь ожидаемо представлены разные издания толстовской сказки и иллюстрации к ним. В том числе и Виктора Пивоварова, который на этой выставке остается детским иллюстратором, а не классиком современного искусства.

Совсем новую историю деревянного человечка представляют современные художники самых разных направлений. Прежде всего это концептуалист Игорь Макаревич, посвятивший «древоюноше» не только серии многодельной депрессивной графики, но и два больших портрета в стиле Казимира Малевича. Очевидно, но не берусь сказать наверняка, это намек на абсолютную универсальность Буратино. Сам Макаревич пишет о творчески преображенном полене с благодарностью, считая его полуангелом, «принимающим различные обличья, дабы поддержать наше слабеющее сознание в тяжелые и сомнительные периоды нашего существования».

Но самая важная тема «Крекса, фекса, пекса» – кукольный театр. Художник Сергей Якунин создал совсем волшебную воздушную инсталляцию, представляющую театр марионеток, куда можно даже зайти, если ты еще не слишком вырос. В общем, выставку легко сравнить с волшебным сундуком, где сложены самые разные старые и странные вещи, каждая из которых готова рассказать не одну занимательную историю.