В Москве – сразу две книжные ярмарки

Большая на ВДНХ – для всех, компактный «Книжный рынок» на Даниловском – для интеллектуалов
На книжной ярмарке на ВДНХ всего навалом/ А. Гордеев/ Ведомости

В первый день работы в 75-м павильоне было, как и всегда в последние годы, пустовато. Народ собирался только на знаменитостей – толпился возле стенда АСТ, на котором представлял свою новую книгу «Последние иллюзии» Владимир Познер, внимал размышлениям о русских путях Никиты Михалкова.

Нынешней весной у книжной ярмарки на ВДНХ сменилось руководство. Гендирекцию международных выставок-ярмарок возглавил Сергей Кайкин, сменив Николая Овсянникова, занимавшего этот пост около 20 лет и уволенного со скандалом – экс-директор был обвинен Роспечатью в незаконном распоряжении госсобственностью. Сергей Кайкин пообещал сделать формат московской книжной ярмарки более современным, уютным и дружелюбным – и к читателю, и к издателю. И отчасти исполнил обещание – на ярмарке появились специальные авторские залы, защищенные от шума зазывал, арендная плата для издательств была снижена вдвое (с другой стороны, поступи оргкомитет иначе – ярмарка осталась бы полупустой, в этом году она и так занимает не три, как прежде, а два зала). Похорошел и приосанился и официальный сайт ярмарки. Но пока все это выглядит как косметический ремонт, посильная чистка перышек. Философия ярмарки пока не изменилась. Точнее, так и осталась не прописанной: кто ее аудитория и в чем смысл ее существования – да, это требует пояснений. Особенно в условиях глубокого кризиса отрасли: за первое полугодие 2015 г. тиражи бумажных книг упали еще на 18%, за предыдущие годы тоже падали неуклонно. Международную составляющую в нынешних политических обстоятельствах также поддерживать сложно, так что спецгостями в этом году стали Иран, Армения, Сербия. И все же даже сквозь эти бетонные политико-экономические плиты пробиваются зеленые ростки. Хорошие книги. Их, невзирая ни на что, и к этой ярмарке вышло немало.

Сборник воспоминаний школьников 1960–1970-х «Школа жизни», составленный Дмитрием Быковым. Новый долгожданный роман Петра Алешковского «Крепость», сплавивший острый современный и исторический сюжеты. Документальный роман Леонида Юзефовича «Зимняя дорога» о малоизвестном якутском эпизоде Гражданской войны. «Девушка, которая застряла в паутине» Давида Лагеркранца, дописавшего знаменитую трилогию за безвременно почившего Стига Ларссона. Жизнеописание Василия Шукшина в исполнении одного из самых беспристрастных наших биографов – Алексея Варламова, выяснившего про происхождение и путь алтайского самородка немало неожиданного. Чудесный альбом, сделанный французскими журналистами Элизабет Кин и Франсуа Армане «Бог в деталях», в котором соединились портреты писателей и артистов, представляющих ХХ век, среди них Марлен Дитрих, Скотт Фицджеральд, Пабло Пикассо, Патти Смит, Грета Гарбо. Но эти книги приходится буквально разыскивать и отсеивать на большой, неупорядоченной и эклектичной Московской книжной.

Разъяснитель

Издательство «Эксмо» обещает выложить сегодня на прилавки новый двухтомный роман Виктора Пелевина «Смотритель», который, как обычно, нам все про нас объяснит на живых исторических примерах.

Тем, кто предпочитает, чтобы эту работу за него уже сделали, прямая дорога на компактный Книжный рынок – ярмарку интеллектуальной литературы, которая пройдет в субботу и воскресенье на территории Даниловского рынка. Здесь прозвучит несколько просветительских лекций, развернется отличная детская программа и появится исключительно отобранная книжная продукция участников Альянса независимых книжных издателей и книгораспространителей – «Альпины нон-фикшн» и «Нового литературного обозрения», «Текста» и Ad Marginem, «Розового жирафа» и «Самоката», никаких открыток и литературной попсы.

«Выбор места только на первый взгляд кажется случайным: Даниловский рынок сильно изменился, но при этом остается рынком в классическом смысле этого слова, – поясняет один из кураторов Книжного рынка Борис Куприянов. – Тут покупатели говорят с продавцами, советуются, обсуждают новости. Этого странного общения так не хватает в покупках книжных. Книжная торговля во всем мире более напоминает торговлю зеленщика или пекаря, чем бездушное молчание полок супермаркетов. Основной темой программы на ярмарке «Книжный рынок» как раз и будут отношения. Отношения между людьми, отношения между человеком и социумом, государством». Возможно, новому руководству Московской книжной ярмарки стоит вслушаться в эти слова и ощутить именно это как ценность: отношения книги и ее читателя.

До 6 сентября