В Гостином дворе открылась ярмарка современного искусства Cosmoscow

На ней представлено хорошее искусство по разумным ценам
«Жертвенное сердце» Тима Нобла и Сью Вебстер – самое видное произведение ярмарки/ Е. РАЗУМНЫЙ/ Ведомости

О Cosmoscow хочется, но трудно писать с воодушевлением. Сегодняшняя экономическая ситуация и официальная культурная политика никак не способствуют процветанию рынка современного искусства. Вопреки неприятным обстоятельствам организаторы ярмарки, два ее директора Маргарита Пушкина и Сандра Недвецкая, второй год подряд делают свою выставку-продажу. Считают, что «динамично развивающаяся художественная жизнь Москвы нуждается в ежегодном мероприятии подобного рода, которое способствует продвижению современного искусства и арт-рынка в целом».

Как ни странно, эти слова не бравада, столичная художественная жизнь действительно жива, а значит, развивается и нуждается. После закрытия три года назад «Арт Москвы» если не деловая, то психологическая потребность в ярмарке современного искусства явно ощущается. Аукцион Vladey Владимира Овчаренко – мероприятие камерное и потребности этой удовлетворить не может. А Cosmoscow сделана по понятному проверенному западному образцу, что, впрочем, не является у нас залогом успеха.

В отличие от своей предшественницы нынешняя ярмарка делает ставку на будущее, поддерживая молодых художников, организует некоммерческие программы и благотворительный аукцион. «Арт Москва», напомним, любила высокие цены и знатных участников.

На благое дело

Одновременно с открытием ярмарки проводится благотворительный аукцион Off White. На него выставлено 20 работ художников, предоставленных галереями-участницами и самими авторами. Выручка будет направлена в фонд «Обнаженные сердца».

Из 43 галерей нынешней ярмарки половина московских с устоявшейся репутацией. Вместе с известными петербургскими участницами они и определяют общее ровное и хорошее художественное впечатление от выставленного в Гостином дворе искусства. Некоторые зарубежные гости также представляют российских художников. Например, One Gallery, объединившая нью-йоркскую и софийскую галереи, выставила впечатляющие холсты одного из лидеров отечественного современного искусства Айдан Салаховой (около 20 000 евро за работу), а бельгийская NK Gallery показывает небольшие вещи еще не именитой, но уже отмеченной профессиональным сообществом Таисии Коротковой.

На ярмарке при желании можно прикупить экспонатов на небольшой музей заслуженных деятелей отечественного модернистского и современного искусства. «Культпроект» предлагает эффектные стальные скульптуры Игоря Шелковского (15 000 евро), XL Proekt – рисунки Виктора Пивоварова (около 3500 евро), а Владимир Фролов на стенде своей галереи показал фотографии из двух проектов Владислава Мамышева-Монро и Валерия Кацубы, оцененные в зависимости от размера в 3000–4000 евро.

Фролов сделал напрашивающийся выбор. Летом в Московском музее современного искусства с большим успехом и самыми лучшими отзывами прошла большая ретроспектива Мамышева-Монро, заставившая переосмыслить его наследие. Ощутить, насколько блистательным художником он был. Аукционные дома и галереи всегда учитывают в своих предложениях музейные выставки, привлекающие внимание, делают ставку на художников, чьи имена эти выставки выдвинули на первый план.

Также всеобщее внимание привлекает стенд галереи Гари Татинцяна, в центре которого красуется ажурный серебристый объект Вима Дельвуа, знакомый по прошлогодней выставке в Пушкинском музее. Еще одно имя, актуализированное в сознании публики программой этого музея, – Билл Виола. Выставка главного видеохудожника мира планируется на 2015 г. Две его работы предлагает BlainSouthern Gallery, одну – по цене $230 000. Этой же галереей поставлено в центре зала суперкичевое Sacrificial Heart признанных мастеров трэша Тима Нобла и Сью Вебстер. Давно засветившееся на выставках «Жертвенное сердце» оценено в 200 000 фунтов.

Разумные цены на ярмарке Пушкина объясняет здравомыслием галеристов. Отвечая на вопрос «Ведомостей», не влияли ли организаторы на ценовую стратегию участников, она сказала, что, разумеется, они не диктовали никаких условий, но просили не пугать публику ценами. Нужны не ценовые рекорды, а разумная стратегия развития.

До 13 сентября