Работу группы AES+F «Перевернутый мир» в «Мультимедиа арт музее» позволили смотреть лежа

Впечатляющая видео-фреска группы длится долго и красиво
AES+F. Фрагмент видео Inverso Mundus/ МАММ

В специальной программе 6-й Московской биеннале современного искусства «Мультимедиа арт музей» показал новую для московской публики работу группы AES+F. До этого премьера Inverso Mundus Татьяны Арзамасовой, Льва Евзовича, Евгения Святского и Владимира Фридкеса была устроена галереей «Триумф» на другой биеннале – 56-й Венецианской.

В Московском музее это растянутое в пространстве и времени произведение – движения героев сорокаминутного трехканального видео запредельно неторопливы, а показывают его на 16-метровом экране – можно смотреть лежа на матах. В Венеции, где демонстрируется семиканальное видео на экране в 34 метра, стоят голые скамейки. Но взгляд сидящего на одном месте человека все равно не может охватить кадр целиком и пасует перед этой трудностью. В Москве же можно увидеть всю картину абсурдного мира не напрягаясь.

Главных героев Inverso Mundus 14, но много еще второстепенных – все красавцы в самом высокохудожественном понимании физической привлекательности, отраженной в старой европейской живописи. Даже прекрасные представители черной и желтой расы писаны как маслом по полотну. «Команда проекта», судя по каталогу, составляет больше 50 работников. Все эти цифры свидетельствуют о фундаментальности замысла и его воплощения.

В «Триумфе»

26 сентября в галерее «Триумф» откроется продолжение выставки «Inverso Mundus. Женский труд», покажут объекты, живопись и графику.

По форме и содержанию новое сочинение «аесов» продолжает их же The Liminal Space Trilogy. В новой работе также известный культурный сюжет воспроизведен в новых технологиях и снабжен ударным попурри из самых невыносимо прекрасных и заезженных фрагментов классической музыки. Визуальная избыточность здесь так же беспощадна к зрительскому глазу, как музыкальная к уху.

«Перевернутый мир» – популярный сюжет средневековых времен о том, как богатые и бедные, сильные и слабые, люди и звери поменялись ролями. Поэтому свинья спокойно режет мясника, женщины бесстрастно насилуют мужчин, старики элегантно бьются с детьми, властители берут милостыню у нищих, а мусорщики восседают на троне. Поскольку действие перенесено в наше время, то трон представляется столом заседаний совета директоров некой международной корпорации. А обязательный для средневековья бестиарий представлен двухголовыми собачками и мышеобразными рыбками – домашние любимцы.

Как и в предшествующих Inverso Mundus работах, из первоисточников «аесы» заимствовали сюжеты, а не смыслы. Смеховая карнавальная сущность «перевернутого мира» и его спасительная нравоучительность оставлены за ненадобностью. Так что получилась, на мой взгляд, скорее иллюстрация к старой советской поговорке о том, что Запад, конечно, загнивает, но как красиво, нежели «современный апокалипсис», как это представляется Дэвиду Эллиоту. Он написал глубокий, полный горечи текст «Великий магический театр мира. AES+F и Inverso Mundus», воспроизведенный в каталоге выставки. В этой изданной к Московской биеннале книжке много иллюстраций, рассказывающих, как кропотлива и многодельна была подготовка к съемкам этого долгого и величественного видео. Сложная форма которого может показаться единственным его содержанием.

До 1 ноября