Сольный концерт Люки Дебарга собрал аншлаг в Большом зале консерватории

Любимец публики подтвердил, что за него не напрасно болели на Конкурсе Чайковского
Люка Дебарг выступил в амплуа романтичного иностранца, как когда-то Ван Клиберн/ М. Стулов/ Ведомости

На летнем конкурсе 24-летний француз занял четвертое место, но мог бы претендовать и на более высокий результат, имей он больше опыта выступлений с оркестром и владей более помпезным стилем игры. Однако его сольное выступление на втором туре стало одним из прекраснейших эпизодов всего конкурса – тогда Дебарг играл Метнера и Равеля. Нынешний сольный концерт в БЗК, билеты на который были сметены вчистую, чуть только открылась касса, прошел в том же духе. Что особо приятно, Дебарг повторил лишь два сочинения из конкурсной программы – Седьмую сонату Бетховена и Сентиментальный вальс Чайковского на бис.

Забегая вперед, скажем, что других бисов и не было – может быть, как раз потому, что пианист, пока не владеющий широким репертуаром, не хотел повторяться – ведь летом в Петербурге он сыграл пять бисов, включая джаз на закуску. Зато цветов и оваций в Москве было еще больше.

Что бы ни играл Дебарг, он играет тепло и певуче, излагая главную драгоценность – мелодическую линию. Однако два отделения оказались непохожими друг на друга. Четыре сонаты Скарлатти Дебарг провел меланхолично, мило и совсем не клавесинно. Что более спорно – похожим образом прозвучал и Бетховен, скорее как салонный композитор, чем как трибун. Из минора второй части трагизм оказался отжат, как мыльная вода из тряпки.

Второе отделение началось в элегическом тоне: Четвертая баллада Шопена шла так естественно, напевно и мягко, что драматический сдвиг в заключительном эпизоде произвел впечатление шока. Вдруг, в один момент во всю силу показалась острота чувств современного человека. Шопен, вероятно, удивился бы их откровенности.

Теперь уже самое время было выходить на сцену демоническому Листу. В «Мефисто-вальсе» соединились искренность, виртуозность и напор – фортиссимо игралось наотмашь, и рояль Yamaha терпел его как красивая лошадь.

Замыкал романтическую тройку Скрябин: медленное вступление Четвертой сонаты после Листа показалось поцелуем после битвы, зато быстрая часть пролетела как свободный победный скок.

На прошедшем конкурсе Люка Дебарг выступал в амплуа романтичного иностранца, как много лет назад Ван Клиберн, а потом Паскаль Девуайон или Фредерик Кемпф. Вместе с тем он оказался и хорошим конкурсным бойцом. Теперь Дебарг играл уже вне спортивного контекста – и не разочаровал. И все же концерт в БЗК получился бонусом к конкурсу. Главный вопрос – что будет дальше. Чтобы градус не снижался, нужны новые идеи по меньшей мере – репертуарные, творческая программа, миссия. Люка Дебарг даст в этом московском сезоне концерты в декабре. Программы их пока неизвестны – возможно, и самому артисту.