Стартовал фестиваль-школа современного искусства «Территория»

Событиями международного смотра станут спектакли отечественных театров
Спектакль «Превращаемые» в постановке финского хореографа Теро Сааринена – очередная версия «мужского балета»/ Фестиваль «Территория»

Как рассказывает пресс-служба фестиваля, деньги «Территории» (субсидия Минкульта – 8,5 млн руб.) лежали на счете в Пробизнесбанке, и все эти деньги оказались заблокированными после того, как ЦБ отозвал у Пробизнесбанка лицензию (информация об этом есть на сайте госзакупок). Фестиваль не был отменен только благодаря тому, что дирекция смогла оперативно найти спонсоров: генеральным партнером стал Альфа-банк. Судьба юбилейного фестиваля «Территория» до последнего висела на волоске.

Десятый, юбилейный международный фестиваль «Территория» будет отличаться русским акцентом: в этом году арт-дирекция собрала сильнейшую российскую программу. Конечно, для местной публики столичные спектакли будут доступны и после фестиваля, но нельзя забывать об иногородних студентах, которые каждый год приезжают на «Территорию», чтобы участвовать в мастер-классах и знакомиться с театральным контекстом. Когда еще они смогут увидеть московский дебют знаменитого немца Хайнера Геббельса и, возможно, лучшую постановку Кирилла Серебренникова?

Серебренников, входящий в арт-дирекцию «Территории», по традиции представит на фестивале свой новый спектакль. «Кому на Руси жить хорошо» – одна из первых попыток по-новому прочитать поэму Николая Некрасова: этот общеизвестный текст почему-то обходят стороной не только театральные режиссеры, но и филологи. Серебренников доказывает, что Некрасов – не только гражданин, демократ, но и блестящий, совершенно недооцененный поэт, который писал живым и гибким языком. В исполнении актеров «Гоголь-центра» его стихи звучат и как бытовая речь, и как рэп, и как оратория. В самой постановке тоже соединяются все возможные театральные жанры, от современной хореографии до психологического театра.

Еще один хедлайнер – Хайнер Геббельс, композитор по первой специальности и режиссер по второй, крупнейшая величина мирового театра и страстный противник традиционных театральных форм. По словам Геббельса, театральное искусство, во-первых, не обязано идти на поводу у литературы, а во-вторых, не должно подражать жизни, так или иначе ее комментировать: для него спектакль – это встреча с неизвестным. Его первая российская постановка «Макс Блэк, или 62 способа подпереть голову рукой» выходит в электротеатре «Станиславский» – создатель и руководитель этой площадки Борис Юхананов, судя по всему, намерен познакомить своего зрителя со всеми прогрессивными театральными методами современности (с его труппой уже работали Теодорос Терзопулос и Ромео Кастеллуччи). «Макс Блэк» – новая редакция старого швейцарского спектакля Геббельса, где зрители попадали в лабораторию ученого-естествоиспытателя. Режиссер обещает, что звуки, запахи и пиротехнические эффекты будут не менее значимы, чем текст и актер.

Школа современного театра

Студенты фестиваля-школы – это учащиеся профильных вузов и молодые театральные профессионалы. Для них проводят мастер-классы европейские и российские актеры, хореографы и режиссеры, в этом году среди них есть Борис Юхананов и Алексей Герман-младший. Также студенты «Территории» смогут поучаствовать в интерактивном городском спектакле Remote Moscow.

Свою версию «Трех сестер» привезет в Москву молодой новосибирский режиссер Тимофей Кулябин – это имя, давно известное театральному сообществу, в прошлом сезоне стало известно всей стране из-за скандала вокруг оперного спектакля «Тангейзер». Новую работу трудно назвать радикальной, но и традиционного в ней мало: артисты играют хрестоматийную пьесу Чехова на языке жестов, которому их обучали в течение года. Сам Кулябин говорит, что этот прием оставляет больше свободы зрительскому воображению, ведь, читая субтитры, каждый сможет «услышать» чеховских героев по-своему.

«Территория» продолжит следить за социальными проектами Театра наций в формате work-in-progress. На фестивалях 2013 и 2014 гг. показывали эскизы спектаклей Руслана Маликова «Бросить легко» и «Прикасаемые» – о пациентах наркологического центра и слепоглухих соответственно, а на сей раз режиссер Талгат Баталов и драматург Любовь Стрижак готовят документальную постановку «Беспамятные», посвященную людям с биографической амнезией.

Значительная часть программы отдана современному танцу. Финн Теро Сааринен возвращается к идее «мужского балета»: в его новой работе «Превращаемые» участвуют только танцовщики-мужчины, как и в самой первой постановке хореографа «Вперед, на Запад!». Танцевальная компания из Костромы «Диалог данс» снова пригласила хореографа Карин Понтьес – несколько лет назад она поставила с ними «Мирлифлор», один из самых успешных спектаклей труппы. Новая работа Понтьес называется «Потерянный рай», и в ней участвуют те же исполнители, что и в ее первой постановке для «Диалогов». Звезда отечественной хореографии Анна Абалихина делает перформанс специально для пространства выставки Лорана Перно «Фрагмент бесконечности»: это первая сольная выставка французского художника в России, которая проходит одновременно в рамках «Территории» и Московской биеннале современного искусства. Одним из главных героев «Территории» станет французский хореограф Рашид Урамдан: он покажет на фестивале не только эстетский спектакль «Сфумато», созданный для собственной танцевальной компании «L’A», но и российскую премьеру «Удерживая время», поставленную с артистами «Балета Москва».

До 10 октября