«Мультимедиа арт музей» показывает выставку Павла Пепперштейна

В новых работах он выступает как сентиментальный абсурдист, наследник обэриутов и Малевича
Зрители надеются разгадать смысл картины/ Ведомости

Выставка Павла Пепперштейна в «Мультимедиа арт музее» называется «Будущее, влюбленное в прошлое». Она состоит из полутора десятков абсурдистских картин (холст, акрил), названных по имени одной «Черным солнцем», и серии графики 2009 г., названной «Победа над будущим», включающей много больше акварелей небольшого размера, стилистически с картинами связанных. Можно сказать, что это две части одной истории, только первая дурацки пессимистическая, а вторая, наоборот, просто идиотическая, вневременная. Получается, что по прошествии нескольких лет ироническая рисованная антиутопия приросла живописной нескладухой и вместе они образовали выставку, названную так, будто условное будущее перестало воевать с безусловным прошлым.

В «Победе над будущим» Пепперштейн рисует некие проекты гипотетического, запредельно далекого будущего: огромного «Уха мира», построенного в России в 2333 г.; памятника «Старому Христу», сооруженного выше гор в Альпах в честь 3000-летия христианства; памятника физику Стивену Хокингу, изучавшему черные дыры, в виде, понятно, той самой дыры; «Коммунистической станции «Юпитер», построенной в 2737 г. с гигантскими рисунками серпа и в супрематическом стиле.

Почет и награда

Впервые серия «Победа над будущим» была показана на 53-й Венецианской биеннале современного искусства в 2009 г. Причем не только в павильоне России, но и на международной выставке куратора. Цикл «Святая политика» получил в 2014 г. Премию Кандинского как лучшее произведение.

Супрематическое наследие используется Пепперштейном с завидным постоянством, супрематические элементы совершают у него самые невероятные путешествия и кочуют из серии в серию. Может показаться, что он неустанно насмехается над демиургическими претензиями Казимира Малевича, сто лет назад провозгласившего новую эру в искусстве. Но в основе бесконечного цитирования нетрудно обнаружить любовь.

Так подросток насмехается над объектом своего влечения. Супрематические элементы живут на картинах и рисунках Пепперштейна как изображения греческих статуй на картинах классицистов, в виде некой абсолютной ценности. Иногда в виде искаженной цитаты, как на картинах из новой серии «Беседующие старцы и сломанная Супрема» и «Наступающий на супрему», а чаще в виде намека, как в картине «Она любит оранжевый треугольник».

Формально живописная серия (живопись тут определение условное, по материалу – холст, акрил, а в сущности это графика, большие рисунки) «Будущее, влюбленное в прошлое» кажется продолжением другой серии того же автора – «Святая политика», – показанной в Москве почти два года назад. Тот же крупный формат, тот же легкий изящный рисунок с надписями на латинице и кириллице, но по содержанию – нет, другое.

Там была сатира «против всех», сохраняющая связь с современной реальностью, а тут полный отрыв и по времени, и по смыслу. Новые картины, хотя и продолжают старые темы и мотивы автора, в сущности бессюжетны и безыдейны. В чем смысл холста с надписью по-английски, пересказывающей его содержание: «Экологические исследования прошлого и будущего. Бессмертная девушка спускается с небес в кристалле. Бессмертный старец поднимается из земных недр в кристалле»? Смысла тут не больше, чем в падающих старушках Даниила Хармса.

Прошлогодняя выставка Пепперштейна в «Риджине» всем понравилась, но она имела пусть кажущуюся, но актуальность. А новая уже совершенно бессодержательна, не концептуальна. Она обаятельно, проникновенно и волнующе бессмысленна. Как супрематические элементы, лишенные идеологии.

До 1 ноября