Александр Пономарев внедрился в Пушкинский музей

Его выставка «Ветрувианский человек» пугает публику еще перед входом
Инсталляция Александра Пономарева выглядит вызывающе/ С. Портер/ Ведомости

Фасад Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина оживлен (или опорочен, кому как) стоящими перед ним полосатыми красно-синими матерчатыми конусами с вентиляторами у оснований. Они воспроизводят используемые на море и на суше ветроуказатели, в просторечии «колдуны», и являются частью выставки Александра Пономарева «Ветрувианский человек».

Букву «е» в первом слове названия хочется поправить, поскольку «Витрувианский человек» – название классического рисунка Леонарда да Винчи, где мужская фигура, изображенная в двух позах, вписана в круг и квадрат. Рисунок является иллюстрацией к трудам о пропорциях древнеримского архитектора Витрувия и давно стал одним из самых популярных, беспрестанно цитируемых (а также пародируемых) изображений. Перформанс Пономарева основывается на этом самом рисунке, но поскольку в нем участвует ветер, то и название изменено намеренно. Вроде как шутка (прямо скажем, неудачная, поскольку видится орфографической ошибкой).

По поводу выставки шутить не хочется. Ни обыгрывать прозвище ветроуказателя, ни прохаживаться по поводу претензии Пономарева заменить собой фигуру идеальных пропорций (расстояние от макушки до подбородка составляет 1/8 высоты фигуры, расстояние от макушки до сосков составляет 1/4 ее высоты, максимум ширины плеч составляет 1/4 ее высоты и т. д.). Поскольку сам перформанс действительно, совершенно серьезно – героический. Буквально, но и интеллектуально тоже смелый.

Так и будет

Пушкинский музей теперь регулярно устраивает интервенции современного искусства в постоянную экспозицию. Самая активная была осуществлена Вимом Дельвуа, он вписал свои произведения сразу в несколько залов. Только что закончилась выставка Дмитрия Гутова, работы которого интерпретировали рисунки Рембрандта.

Пономарев встал в позу витрувианского человека в «колдун», диаметр которого соответствовал его росту, а водружен был этот ветроуказатель между мачтами корабля, плывущего в Атлантическом океане. Недалеко от Гренландии, между прочим. Насколько ветер был неслабый и пронизывал художника, можно судить по видеозаписи, которую показывают внутри музея – в зале, где стоят копии фигур Микеланджело из капеллы Медичи.

И это соседство составляет настоящий диалог современного искусства и классики, которые в средствах выражения противоположны, но говорят об одном – о силе и красоте человеческого тела и о дерзости художника.

Куратор выставки Александра Данилова придумала для нее интеллектуальное обрамление. Ветры и стороны света, а также художественные системы представляют здесь декупажи Анри Матисса (символизируют дерзновения Запада), листы из «Апокалипсиса» Альбрехта Дюрера (северный ветер, уносящий всадников), гравюры Джованни Пиранези (южная европейская культура, разрушающаяся и из руин возрождающаяся) и Кацусики Хокусая (неизменно таинственный Восток).

Но кажется, что это красивое дополнение излишне. Работу современного художника Александра Пономарева можно оставить один на один с постоянными жителями зала Микеланджело. Она так же свидетельствует о физической силе и личной отваге художника – а разве не за это мы ценим работы титанов Возрождения, даже в копиях?

До 1 ноября