Леонид Десятников сходил в три земли

Большой театр проводит фестиваль к 60-летию композитора
За исполнением своей музыки Леонид Десятников наблюдает со стороны/ Е. Разумный/ Ведомости

Леонид Десятников Большому театру давно не чужой – здесь ставились его опера «Дети Розенталя», балет «Утраченные иллюзии», вокальный цикл «Русские сезоны», тоже превращенный в балет. Кроме того, в течение года (2009–2010) Десятников работал в Большом в должности музыкального руководителя.

В день рождения композитора 16 октября Большой театр открыл фестиваль его музыки концертом в Зале Чайковского. Программа давала представление сразу о нескольких территориях, на которых Десятников работает особенно удачно. Концерт открывало почвенническое «Пинежское сказание о дуэли и смерти Пушкина» на северные народные тексты о Пушкине, с умилением собранные писателем Борисом Шергиным. В этой относительно ранней (1983) кантате забавно соединены чтение и пение, оркестр и фольклорный ансамбль, народное и оперное начала.

По контрасту оркестровая сюита «Эскизы к закату» (1992) проникнута томным южным настроением, в ней подхлестывают друг друга ритмы танго и танца «Семь сорок», заливается клезмерская скрипка, гротескно ухает низкая медь и восхитительно нагло торчит из штанов малеровская цитата.

Третья земля Десятникова – Америка. Симфония «Зима священная 1949 года» (1998) для солистов, хора и оркестра написана на английском языке – впрочем, текст взят из сталинского учебника для пионеров. В ней довольно странная драматургия: после малерианского пролога идут пять частей в духе американского минимализма «с человеческим лицом», а вместо финала звучит ария для сопрано. Впрочем, музыка великолепная, а Десятников в американской тарелке остается настолько же самим собой, что и в русской, и в еврейской.

Все бы хорошо, если бы не исполнение. Нет, сопрано Анна Аглатова, меццо-сопрано Екатерина Сергеева, тенор Игорь Морозов, сказительница Светлана Крючкова, ансамбль Дмитрия Покровского и Алексей Гориболь за роялем были хороши, но хор Капеллы Полянского пел жирным русским звуком, а главное – оплывший и ковыляющий оркестр Большого театра под управлением Александра Ведерникова не передал ни грана ритмического изящества, которого композитор так скрупулезно добивался в своих партитурах. Положение должны исправить камерные и хоровые программы.

Фестиваль продлится до 31 октября