Выставка «Шустер. Коллекция» показывает живопись музейного класса

На ней галерея «Наши художники» собрала вещи, принадлежавшие ленинградскому коллекционеру
Портрет Виктора Шнеерсона написал Роберт Фальк/ А. Гордеев/ Ведомости

Галерея «Наши художники» выставкой «Шустер. Коллекция» отметила двадцатилетие со дня смерти коллекционера Соломона Шустера. Десять лет назад в той же галерее прошла выставка его памяти, как и нынешняя, она собрала на вернисаже директоров и сотрудников музеев, московских и петербургских коллекционеров. Причина очевидна даже для попавшего на выставку случайно. Две работы Пиросмани, три Павла Кузнецова, пять Роберта Фалька, большой женский портрет Бориса Григорьева «Душка», очень декоративная, сиренево-розовая «Цветущая яблоня» Натальи Гончаровой и ее же нежный, ранний, без живописных условностей «Портрет брата» – даже перечисления части собранного достаточно, чтобы понять уровень коллекции ленинградского кинорежиссера.

На выставке показана только ее часть, и не все представленные вещи сегодня принадлежат наследникам Шустера. Например, центральный экспонат – хорошо известный «Автопортрет с портретом Петра Кончаловского» Ильи Машкова – находится в Русском музее. Это полотно размером 208 на 270 см стало эмблемой выставок «Бубнового валета» и вообще всего движения молодых и наглых художников, демонстративно заявлявших сто лет назад, что нет для них в искусстве ничего святого. По воспоминаниям Шустера, вдова Машкова долго не могла продать картину как раз из-за ее размера, по той же причине она была подарена музею. В домах у коллекционеров в советские времена было тесно.

Другие вещи после смерти Шустера обрели новых владельцев. Они предоставили их на выставку, ведь и сам он охотно давал свои картины музеям и галереям, и они, яркие, надолго сохранялись у зрителей в памяти. Поэтому многое, что выставлено сегодня в «Наших художниках», кажется хорошо знакомым. Теперь и наследник коллекционера, Валентин Шустер, продолжает традицию – на выставке Павла Кузнецова, проходящей сейчас в Третьяковке, представлены лучшие вещи из шустеровского собрания.

Но можно увидеть среди известного и неожиданные вещи, прежде всего «Короля нищих» Роберта Фалька. Удивительно, как написанный в 1924 г. портрет встреченного на улице нищего дожил до наших дней. Стоящий на коленях его герой, с отталкивающим, прямо-таки демоническим лицом, очень похож на Ленина. Фальк политической сатирой не занимался. Как свидетельствовала вдова художника Ангелина Щекин-Кротова, нищий приходил на сеансы хорошо одетым, брал за них немалые деньги, а также все, что плохо лежало. Картина имела успех и даже была куплена для русского посольства во Франции, но потом возвращена художнику, поскольку сходство с вождем всем бросалось в глаза. Как писал Соломон Шустер, «рассказ о человеке интереснее рассказа о вещах».

Интересно прочесть

К выставке 2005 г. была издана книга «Соломон Шустер: профессия коллекционер», где были опубликованы вещи из коллекции и рассказы самого Шустера. В этом году «Наши художники» сделали каталог выставки, где можно прочитать воспоминания Валентина Шустера, коллекционеров Валерия Дудакова, Андрея Васильева, Александра Шлепянова, кинорежиссера Сергея Соловьева.

Но выставка «Шустер» в галерее «Наши художники» – не только мемориальная, прежде всего, это выставка очень хорошей живописи. И о каждой показанной там картине можно и хочется написать отдельно, каждая по-своему интересна. «Оркестровый автопортрет» Кирилла Зданевича интригует зашифрованными в рисунке героями (Ладо Гудиашвили, Кара-Дервиш, Кирилл Зданевич, Илья Зданевич, Алексей Крученых). «Пейзаж с лодкой» Александра Древина 1931 г. легкостью и тонкостью напоминает французских постимпрессионистов. А толстая, тяжелая, голая натурщица с холста Александра Шевченко словно утверждает, что любые формы прекрасны.

Несколько странно выглядит в столь ярком соседстве неловкая балерина на картине Игнатия Нивинского «Перед зеркалом», но, как писал Шустер, они с женой собирали то, что истинно хотели, а не музей, или «музей индивидуальных пристрастий».

До 20 декабря