Авторы комедии «Без границ» хотели сделать новое «Мимино»

Но без СССР советское кино не получается
Героиня Саёры Сафари учит героя Егора Корешкова видеть красоту Москвы не глазами/ kinopoisk.ru

Фильм Георгия Данелии эталонно отыгрывал советскую мифологему о дружбе народов, но контекст этого мифа – СССР – был реальностью. А в «Без границ» нам показывают муляж СССР, и, как бы ни старались популярные актеры, сколько бы шуток про футболиста ни сочинили авторы сценария, ничего не работает, персонажи остаются картонными.

Учитывая персонажей и обстоятельства (аэропорт, путешествия в братские республики, гости из братских республик, наконец, футболист-мазила), стоило бы назвать рецензию «Мимо, но». Потому что авторы «Без границ», конечно, хотели сделать новое «Мимино», но у них, конечно, не получилось и получиться не могло.

В принципе, «Без границ» из тех фильмов, содержание которых без труда умещается в рекламный трейлер. В нем прочерчены все сюжетные линии, пошучены все шутки, и просмотр целого фильма ничего нового к этому набору не добавляет.

Москва снова центр мира, точнее, той его части, которая когда-то была Советским Союзом. Сюда снова стремятся гости из Таджикистана, Грузии, Армении, Казахстана (в начале закадровый голос рассказчика зачем-то упоминает французов, но в фильме нет ни одного Депардье). Только теперь между национальными окраинами и метрополией стоит будка пограничного контроля, а в ней сидит строгий сержант, которого играет Александр Паль, и решает, кому ставить штампик в паспорт сразу, а кого помучить.

На троих

Действие фильма «Без границ» разворачивается в Москве, Тбилиси и Армении, поэтому снимали сразу три режиссера: Роман Прыгунов, Резо Гигинеишвили и Карен Оганесян. По картинке армянская и грузинская части не такие глянцевые, как московская, транслирующая невыносимо рекламный образ идеального города.

На мучения обрекается футболист (Милош Бикович), из-за которого российская сборная накануне продула ответственный матч. Потому что футболист загулял. А загулял он потому, что жена бросила. Все это неравнодушный пограничник выясняет в процессе воспитательных бесед с футболистом, в которых обнаруживает не только четкие представления о гражданском долге («Мы с тобой оба родину защищаем!»), но и душевную чуткость. В этой линии сюжета предпринята нешуточная попытка очеловечить людей в погонах. Тех самых, с кого начинается родина, когда вы прилетаете в «Шереметьево» из Европы (впрочем, в картине «Без границ», кажется, вовсе не существующей). Эти люди относятся к своей работе неформально и если не дают вам куда-нибудь улететь, то для вашего же блага и из самых лучших побуждений.

Да и куда улетать из нашей столицы, лучшего города земли, сверкающего стеклянным новоделом, манящего уютом Красной площади с катком и сокровищами культуры в ГМИИ имени Пушкина. Кто в Москве не бывал, красоты не видал. Это понимает даже слепая туристка из Казахстана (Саёра Сафари), с которой на спор завел роман молодой топ-менеджер (Егор Корешков), имеющий привычку проводить с девушками ночь в своем офисе на верхнем этаже небоскреба в Сити. Эта линия сюжета призвана очеловечить молодых карьеристов, которые учатся милосердию и открывают, что «деньги не главное» (фразу нужно произнести трижды, забравшись во время совещания на стол и спустив штаны, потому что главное, видимо, там). Но получается другая история: когда приведенная в офис слепая гостья из Алма-Аты целует партнера, она говорит, что теперь увидела всю Москву. Авторы подразумевают здесь красивую чувственную метафору, но выходит скорее прямое отождествление: Москва – это молодой топ-менеджер, приезжающий в Сити на люксовой иномарке, чтобы снять штаны и очаровать всех на свете.

Что касается бывших союзных республик, то это истории про «никогда не поздно». В одном случае герои Олега Басилашвили и Инны Чуриковой знакомятся на тбилисском кладбище (звезды старой школы символически узаконивают связь «Без границ» с советским кино). В другом сюжете москвичка (Наталья Вдовина) звонит в Ереван попросить армянина-таксиста (Грант Тохатян), с которым переспала двадцать лет назад, встретить их сына, которого тот никогда не видел. Штука в том, что капризный парень (Иван Янковский), сбежавший от матери с девушкой (Анна Чиповская), на армянина совершенно не похож – и бедный таксист всю дорогу сомневается, его ли это ребенок. Но в итоге доказательства оказываются не важны. Как не важно и то, что между Россией и бывшими союзными республиками теперь пролегает государственная граница. Главное, чтобы на этой границе душевные люди сидели, такие, как персонажи Александра Паля и Марии Шалаевой. Тогда и порванные связи восстановятся, и снова будет хорошо, то есть СССР.