Вспоминая Эльдара Рязанова

Его комедии казались сияющими, разноцветными — даже когда были черно-белыми
Это была великолепная жизнь/ Александр Куров/ ТАСС

Эльдар Рязанов скончался 30 ноября, на 89-м году жизни. И это была великолепная жизнь.

Казалось, впрочем, что он бессмертен. Про таких, как он, говорят: «хорошо пожил». Все, что он делал, – это комедии, сияющие, разноцветные, даже если они черно-белые. «Берегись автомобиля» с роскошным выходом Иннокентия Смоктуновского. «Ирония судьбы» с великолепным выходом Андрея Мягкова. «Служебный роман» с выходом Алисы Фрейндлих. «Жестокий романс» – о, он же еще снял «Жестокий романс», вот эту внезапную кровавую историю по мотивам Островского. Снял – и это оказалось чистой красотой: никогда не скажешь, что актриса в главной роли потом будет вести программу «Давай поженимся», а актер снимет «Солнечный удар».

Мы можем вспомнить и другие картины. Он снял «Гараж», «Дайте жалобную книгу», «Небеса обетованные». В истории российского кино не сразу вспомнишь режиссера столь же разнообразного, вдохновенного и жизнерадостного, такого, о котором – после его ухода – можно было бы говорить с такой нежностью и с такой любовью.

Фильмы Эльдара Рязанова

Памяти Эльдара Рязанова

Он был исключительный, солнечный режиссер. И в то же время он был так устроен, что у него, как у шекспировского Просперо, каждая третья мысль была о смерти. Вот так – у комедиографа.

Нельзя дежурно сказать, что с Эльдаром Рязановым ушла эпоха. Она ушла гораздо раньше. Но вместе с тем и осталась: если и есть в нашей сегодняшней жизни стабильность, то ею мы обязаны как раз Рязанову, без чьей «Иронии судьбы» до сих пор невозможно представить Новый год. Он был, конечно, сказочником и утешителем. И его сказки останутся с нами надолго.

Я был с ним знаком. Он был желчным, злым, умным; с ним было сложно, но интересно. А Новый год мы ведь все равно будем встречать под бессмертную «Иронию судьбы, или С легким паром». Но с тяжелым сердцем.

Автор – специальный корреспондент «Комсомольской правды»