Название выставки в ГМИИ имени Пушкина претендует на необъятность – «Вечные темы искусства»

Хотя представлено на ней всего 52 экспоната
Выставки «Декабрьских вечеров» всегда отличаются стремлением к музыкальной гармонии/ А. Гордеев/ Ведомости

Столетний юбилей Святослава Рихтера (1915–1997) в России в этом году прошел довольно скромно. Исключением поначалу выглядел лишь выпуск фирмой «Мелодия» уникального комплекта записей великого пианиста из 50 дисков, куда вошло, в частности, и не издававшееся прежде, в том числе Вторая соната Кароля Шимановского и «Патетический концерт» для двух фортепиано Франца Листа (партия первого фортепиано – Антон Гинзбург), а также записи домашних репетиций с Ниной Дорлиак.

Сейчас появилось и главное, ожидаемое, приношение: в московском ГМИИ им. Пушкина начались 35-е по счету «Декабрьские вечера», фестиваль, основанный Рихтером на излете советских лет. Его многолетняя дружба с музеем и его директором Ириной Антоновой – пример, редкий не только в СССР, союза музыки и изящных искусств.

Вопреки обстоятельствам

Несмотря на кризис и всеобщую тягу к импортозамещению, многолетнему директору фестиваля Инне Ефимовне Прусс удалось и в этом году составить яркую программу из 19 концертов. Обладатель «Грэмми» «Эмерсон-квартет» исполнит 8 декабря произведения Бетховена, Бартока, Шостаковича, а покорившая Европу Юлия Лежнева появится на сцене дважды, оба раза со знаменитым ансамблем Giardino Armonico под управлением Джованни Антонини: 20 декабря звучит Перголези (в этом концерте также участвуют контратенор Макс Эмануэль Ценчич и вокальный ансамбль Intrada), два дня спустя – Гендель. На афише фестиваля – Наталья Гутман и Алексей Огринчук, Люка Дебарг и Даниил Трифонов... Есть и неожиданности – так, швейцарское Trio Rafale наряду с Моцартом, Шубертом и Шуманом играет японского классика ХХ в. Тору Такемицу, вновь выступит в Москве и уже оцененная здешней публикой болгарская пианистка Пламена Мангова, получившая вторую премию на конкурсе им. королевы Елизаветы в Брюсселе (6 декабря звучат Скарлатти, Брамс, Шуберт и Лист). Представлена и литература: Алла Демидова читает стихи Пастернака и Бродского (Пастернаку был посвящен легендарный фестиваль 1989 г., казавшийся многим символом окончательного слома эпох). Одна проблема: на большинство событий билетов – в этом году их цена колебалась от 700 до 3500 руб. – уже нет, цена же на интернет-сайтах доходит до 19 000 руб.

Высокая диета

Как и при Рихтере, фестиваль, которым руководит теперь Юрий Башмет, сопровождается художественной выставкой. На этот раз она посвящена «Вечным темам искусства». Название звучит столь масштабно, что рождает чувство опасности, тем более что здесь всего 52 экспоната. Здесь не так, как на музыкальном фестивале: всё – из российских государственных коллекций, ни одного зарубежного гостя, ни единого частного собрания! Куратор – президент ГМИИ Ирина Антонова для самоограничения выбрала четыре сюжета: «Любовь», «Героизм и Доблесть», «Жизнь и Судьба», «Человек и Мир». Каждый мог бы удостоиться отдельной выставки в большом Манеже, но на Волхонке ограничились показом нескольких картин и скульптур. Лаконичность позволяет лучше вглядеться в отдельные шедевры, например в статую египетского вельможи Униу с супругой и сыном скульптора эпохи 18-й династии (2300–2150 г. до н. э.). Не всякий зритель доедет до музея в Серпухове, откуда привезли изящную французскую скульптуру XVI в. «Ева с детьми», и уж тем более до Астрахани, художественный музей которой предоставил полотно Кандинского «Рок. Красная стена» (1909). Впервые встретились в Москве две картины Пуссена, вдохновленного, как и многие в его эпоху, «Освобожденным Иерусалимом» Торквато Тассо, – «Танкред и Эрминия» из Эрмитажа и «Ринальдо и Армида» из коллекции самого ГМИИ. А раздел «Жизнь и Судьба» запоминается диалогом «Суеты сует (Аллегория богатства и власти)» Яна Букхорста (?) и Питера Була и «Аллегории бренности славы» Петера ван дер Виллиге. Если первая картина безуспешно пытается убедить зрителя в тщете погони за высокой зарплатой и хорошей должностью, то вторая развенчивает сам миф искусства – среди предметов, не избегающих тлена, художник изобразил глобус, книгу, скрипку и палитру. А говорили, будто все в старину верили: жизнь коротка, искусство вечно.

К истории «Декабрьских вечеров»

Еще одну выставку к юбилею Святослава Рихтера откроет 3 декабря московская галерея «Ковчег». На ней будет представлена графика художников, которым во второй половине 1980-х разрешали делать зарисовки прямо на концертах, – Виктора Дувидова, Никиты Родионова, Александра Ливанова и Владимира Ильющенко, запечатлевших Наталью Гутман, Петера Шрайера, Олега Кагана и других исполнителей. Обещаны архивные материалы и фотопортреты Рихтера работы Виктора Ахломова.

Воспринимаются ли эти интересные сочетания произведений развернутым высказыванием? Скорее – ассоциативными иллюстрациями к концертам. Отчасти в этом виноват сам музей, приучивший, что выставка к фестивалю не выглядит камерной, но становится событием первого ряда, будь то презентация Музея искусства авангарда Вячеслава Кантора, привезенная из Англии экспозиция Уильяма Блейка или параллельный проект «Пять веков итальянского рисунка из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина» и «Леонардо да Винчи. Кодекс о полете птиц», как это случалось в прошедшие годы.

Продолжение следует

Возможно, впечатление от вернисажа остается неполным, потому что сама выставка показана не до конца. 11 декабря состоится официальное открытие выставки видеоискусства «Вечные темы искусства 2.0» (один ее зал работает уже сейчас). Здесь покажут видеоинсталляции бельгийца Алекса Верхаста, испанки Кристины Лукас и американца Ива Суссмана, а также российской арт-группы «Провмыза». Все они так или иначе связаны с сюжетами и эстетикой старых мастеров, будь то «Менины» Веласкеса или «Свобода, ведущая народ» Делакруа. Так центр культуры и искусства «Медиаартлаб» и его основатель Ольга Шишко (она выступила куратором видеопроекта) анонсируют начало своего сотрудничества с музеем. Остается только жалеть, что вернисаж «Вечных тем искусства 2.0» оказался разделенным с «просто» вечными темами по времени, это мешает диалогу искусств, столь близкому духу Рихтера. Впрочем, можно радоваться, что обе части выставки совпали хотя бы в пространстве.