Современные композиторы выбирают Сорокина и Пелевина

Опусы, написанные на их тексты и сюжеты, завершили цикл концертов на Новой сцене Александринского театра
Композитор и мастер экстремального вокала Борис Филановский исполнил собственную «Норму» на слова Владимира Сорокина/ Анастасия Брюханова

Новая сцена Александринки стала в Петербурге центром, где приветствуются ультрарадикальные эксперименты со звуком, формой, словом и визуальностью. Хипстеры полюбили это место: здесь прошли трансляции концертов live из Берлинской филармонии, мощный фестиваль «Коляда-театра», за неделю показавшего 11 спектаклей, встречи с поэтами и драматургами, вписанные в программу года литературы, выставка, посвященная Александру Блоку, концерты современной музыки, один из которых и завершил цикл.

Даже подбор книг в киоске – и тот свидетельствовал о весьма избирательных (чтобы не сказать – снобистских) вкусах команды Новой сцены. Что уж говорить о подборе авторов, на тексты которых были написаны сочинения, прозвучавшие в концерте «Новая русская литература в новой русской музыке». Сорокин, Пелевин, Андрей Платонов – и неожиданно возникший в программе Юрий Мамлеев. Его рассказ «Пальба» – о человеке, который всю жизнь охотился за крысами, – был представлен, строчка за строчкой, на фоне идеального гавайско-таиландского парадиза, с пальмами и голубыми волнами, мягко накатывающими на песчаный пляж. Яркие визуальные обои дополнялись контрастными звуковыми: это была, впрочем, отнюдь не оригинальная музыка, но записи полузабытой ныне рок-группы «Мираж», родом из 80-х.

Владимир Раннев, автор композиции, выступил здесь именно в качестве компоновщика – в корневом значении слова. Он искусно создал у присутствующих мучительный когнитивный диссонанс, возникший от тотального несоответствия видимого, слышимого и читаемого. Этот прием – помимо того, что был нахально отменен сам процесс, который мы привычно называем сочинением музыки, – свидетельствовал о глубинных сдвигах в понимании того, что есть автор. Конструктор новых смыслов из имеющихся под рукой кубиков – или криэйтор, продуцирующий новые смыслы изнутри себя?

Подхватили знамя

Новая сцена подхватила и продолжила художественную политику, начатую в нулевые в Петербурге фондом «Про арте»: стимулирование композиторского творчества, репрезентация новой музыки и новых авторов, активное сотрудничество с ансамблями современной музыки: петербургским eNsemble и московским МАСМ. Нынешний концерт стал парным к октябрьскому выступлению МАСМ, представившему в рамках года литературы концерт на стихи Станислава Львовского о войне «Память, говори»

Опус Раннева не имел названия: вместо него в программке значились три звездочки – подобно тому, как поэт отмечает стихотворение, не имеющее заголовка. Остроумная конструкция из пляжа, рок-музыки и абсолютно сюрреалистического текста транслировала отчетливое послание, констатирующее онтологическую абсурдность бытия. Голубые волны лагуны лишь лакировали, но не могли заполнить этой экзистенциальной бездны.

Другие сочинения, написанные в диапазоне от 2002 до 2005 г., передали музыкальный привет из недавнего прошлого. В сочинении «Норма» Бориса Филановского – по роману Сорокина – солировал сам автор, демонстрируя недюжинные способности к экстремальному вокалу и музыкальной эксцентрике. Натужное словотворение, нарочито затрудненная речь, то и дело натыкающаяся на какие-то незримые колдобины и кочки, – таков был главный стилистический прием, определивший все: и рваную форму, и выскакивающие то там то сям реплики инструментов. Текст, местами внятный, местами мутирующий в совершенную абракадабру, произносил не только Филановский, но и музыканты, втянутые в странноватый полилог.

За пультом стоял Федор Леднев, бессменный дирижер ансамбля eNsemble с момента его основания. За прошедшие 15 лет ансамбль поднаторел в исполнении самой сложной и неудобочитаемой музыки и теперь без труда разгрызает музыкальные орехи любой степени сложности. Впрочем, фактура «Нормы» Филановского была прозрачна: аккордеон, бас-кларнет, флейта, несколько струнных. Гораздо мощнее, энергетичней оказалась «Махакала» Анатолия Королева – сочинение, написанное под впечатлением от романа Пелевина «Чапаев и Пустота». Сочинение было написано в 2003 г. и стало победителем в проекте-конкурсе «Пифийские игры». В нем автор трактует инструменты гораздо более академично – разве что использует подготовленный рояль. Картина музыкальной битвы, основанная на эпизоде из романа «Бой на станции Лозовая», разворачивается в броском звучании струнных, интенсивных вибрато и яростном остинатном ритме. На фоне фольклорных бурдонов развивается наивная мелодия, кочующая по простейшим ступеням звукоряда, шагающая по тонам мажорного трезвучия.

Дополнили программу вечера опус Дмитрия Курляндского «Сокровенный человек» на тексты из романов Платонова и «Труба Омега» Валерия Воронова на текст рассказа Сорокина «Месяц в Дахау». В этом последнем вновь солировал Филановский, без которого, честно сказать, концерт бы лишился изрядной доли перца и соли.