Стиль жизни
Бесплатный
Анна Галайда
Статья опубликована в № 3977 от 09.12.2015 под заголовком: Лауреаты без хореографии

На Всероссийском конкурсе артистов балета и хореографов оказалось больше талантливых тел, чем голов

В этом году состязание было посвящено трудно определимому искусству современного танца

Для балетного театра современный танец, пожалуй, самая сложная, хотя и активно развивающаяся составляющая: в отличие от Запада у нас даже профессионалы не всегда умеют провести различие между современным балетом и современным танцем, а от танца требуют непременно «танцевания» и активного движения, будто Пина Бауш или Триша Браун еще не родились.

Жертвой этой жанровой неопределенности пали некоторые участники конкурса, тем более что среди 90 человек (разделенных на старшую и младшую группы от 16 до 30 лет) были не только представители традиционных балетных центров, но и Якутска, Краснодара, Уфы, Тольятти, Улан-Удэ. Не внесли ясности и оценки жюри под председательством Юрия Григоровича, отмечавшие и действительно современную хореографию, и танцевальную эстраду, и гимнастические композиции, когда танцовщикам явно не хватало для эффекта булав или мячей. Но исполнители оказались в полной зависимости от хореографов – программа показов включала репертуар, созданный после 1990 г., и номера, поставленные специально для конкурса.

Всероссийский конкурс удивил тем, что практически не открыл новых имен: многие его участники давно на виду. Способных тел, как всегда, было значительно больше, чем интересно работающих голов. Победительница в младшей группе Елена Свинко из Красноярского хореографического колледжа, уже засветившаяся на нескольких крупных конкурсах, в номере Дмитрия Антипова Ricordo Canzone вместе со своей партнершей и одноклассницей Анной Амельченко показала красоту линий, чистоту и энергию танца, которыми сияла и в классических вариациях, но не расширила представления о себе.

Пристрелка

В балете цикл Всероссийских конкурсов составили на четыре года. В два предыдущих уже выбирали лучших хореографов и исполнителей народно-характерного танца, на следующий год – определение лучших в классике. Теперь пришла очередь «современщиков». По словам Юрия Григоровича, жюри смотрело артистов, «думая о Московском международном смотре», который состоится через два года.

Тот же Антипов, солист Красноярского оперного театра, получивший вторую премию в старшей группе, выступил в номере собственного сочинения «Я умру, не умирая». Внешне эффектный и умело подчеркивающий исполнительские достоинства, он представил танцовщика успешным солистом для амплуа балетного шута – пластичным, прыгучим, неизменно улыбчивым – и удовлетворенным этой участью.

Еще двое взрослых представителей Красноярска Юрий Кудрявцев (III премия) и Екатерина Булгутова (I премия), состоявшаяся балерина широкого амплуа, были загнаны хореографом Артемом Игнатьевым в безликую неоклассику номера «Сегодня будет совершенно другим, чем вчера» и запомнились на этот раз только красотой пропорций, подчеркнутой офисными костюмами, и дуэтной слаженностью.

Зато представляющая Петербург Юлия Бачева из Кудымкара благодаря собственному номеру «Кукольный дом» (он получил один из четырех призов за лучшую хореографию) предстала и актрисой, и танцовщицей, эксцентрично падавшей с высоких шпилек в поисках утраченного психического равновесия.

Софья Гайдукова (II премия), в Балете «Москва» выросшая в одну из лучших наших танцовщиц-современщиц, и Павел Глухов (II премия) стали соавторами Марины Акелькиной в номере «Притяжение» – без их точных акцентов, бесшовных поддержек и чувства мощного полета вряд ли захотелось бы вновь вникать в вечные женские вопросы, не имеющие ответа.

Такого эффектного номера для гала-концерта оказался лишен Георгий Гусев, обаятельный, артистичный, точный в каждом движении и упивающийся танцем. Со школы ставший любимчиком балетной Москвы, на конкурсе он завоевал I премию. В номере Константина Семенова (приз за лучшую хореографию) Гусев вынуждал вспомнить тухлые 1980-е, когда хореографов у нас вообще не было и выдающиеся таланты самовыражались в пластической каше, которая запоминалась лишь названиями: «Солнышко садится», «Юность» да «Самолетик». Вероятно, жюри все же оценило танцовщика не по конкурсному номеру, а вспомнив его выступления в Большом театре – в постановках Майо, Посохова и Поклитару.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать