В залах страны отмечается 100-летие Георгия Свиридова

В день рождения композитора Большой театр провел целых три концерта
Композитор Свиридов жил и менялся вместе со страной/ П. Рычков/ Большой Театр

Советский и российский классик Георгий Свиридов (1915–1998) – эталонно востребованный, любимый в своей стране композитор. Он достиг национального признания не только потому, что не разорвал, как многие его коллеги, с эстетическими канонами классики, но и потому, что в каждую эпоху выражал нечто сущностно необходимое слушателю. В оттепельные 60-е – энергию молодости и освобождения, в застойные времена – ощущение связи с классической русской культурой, в непонятные 90-е – опору на ценности православия. В послешостаковичевскую эпоху Свиридов – один из немногих, а возможно, и единственный академический композитор, чье имя на афише собирало и продолжает собирать полные залы.

Так произошло и сейчас в Большом театре: не только на двух дневных концертах в Бетховенском зале, но и на вечернем, прошедшем на исторической сцене, свободных мест почти не было. Автором идеи и художественным руководителем марафона стал бывший главный дирижер Большого Александр Ведерников, в младенчестве сидевший у Свиридова на коленях.

В трех программах Свиридов предстал разными гранями: в концерте хора Большого театра звучали и православные хоры из музыки к спектаклю «Царь Федор Иоаннович» (в советские времена Свиридов мог писать литургическую музыку только под соусом театра), и языческие «Курские песни» со звонкими роялями и ударными (иным местам позавидовал бы Стив Райх), и задумчивые хоры на стихи Пушкина и Есенина.

В камерной программе, лидером которой стал пианист Андрей Коробейников, Свиридов предстал как преложитель поэзии Шекспира и Блока, а также автор ранних, фантастически интересных (хоть еще и несвободных от влияния Шостаковича и отчасти Прокофьева) фортепианной Сонаты и фортепианного Трио.

Наконец, в оркестрово-хоровой фреске, которую сложил и провел сам Александр Ведерников, прозвучала восхитительно лапидарная и надчеловеческая тема из фильма «Время, вперед!», минималистично-пейзажный Маленький триптих и один из главных шедевров Свиридова – Патетическая оратория на тексты Маяковского (солировал бас Дмитрий Григорьев). Сам композитор изложил с экрана свое творческое кредо: назидание обязано лежать на дне искусства, тогда как здание его должно иметь совершенную форму. Некоторым казусом стало включение в программу киноролика о жизни страны, охватившего события от падения дома Романовых до сочинской Олимпиады.