В Театре.doc покажут спектакль об IT-бизнесмене Давиде Яне

На вопрос о том, кто такой герой нашего времени, авторы «Топлива» дали нетипичный для России ответ
«Топливо» – моноспектакль, но иногда актер Максим Фомин ведет диалог с экраном/ Дарья Аксенова

«Топливо» – неофициальное продолжение не существующего ныне проекта «Человек.doc», который был важной вехой в новейшей истории российского документального театра. Несмотря на название, он имел отношение не к Театру.doc, а к другому центру современной драмы – театру «Практика». Цикл спектаклей придумал создатель и (тогда еще) худрук площадки, продюсер Эдуард Бояков, чувствуя запрос времени. Драматургия нуждалась в новых протагонистах, и Бояков предложил искать их в жизни: авторы подолгу беседовали с философами, поэтами, композиторами, а затем, используя материал интервью, писали пьесу для одного актера. Исполнителем почти всегда был сам герой – за редкими исключениями: так, художника Олега Кулика играл артист Антон Кукушкин (эта постановка все еще идет в «Практике»). Если первый сезон «Человека.doc» был посвящен гуманитариям, людям культуры, то второй по замыслу Боякова должен был рассказывать о персонажах новой, цифровой реальности, об «айтишниках» и обитателях сети. Но тогда публика увидела только одну премьеру – спектакль Юрия Муравицкого про Артемия Лебедева, который попал в этот театральный сериал как топовый блогер и пионер российского веб-дизайна. По заказу Боякова драматург Евгений Казачков взял интервью у IT-предпринимателя Давида Яна и написал о нем пьесу, однако постановка вышла только теперь, в рамках нового петербургского независимого проекта «Pop-up театр».

Это один из редких спектаклей, где на первый план выходит увлекательная история, а не мастерство артиста или оригинальное мышление режиссера (хотя в «Топливе» имеет место и то и другое). Казачков виртуозно работает с документальным текстом, заключая его в законченную, гармоничную форму: история молодого ученого, который вынужден выбирать между наукой и практически случайно начатым IT-бизнесом, удерживает внимание зрителя не хуже образцового блокбастера. Кто-то, возможно, даже не заметит следов режиссуры в этом, казалось бы, простом, скромном спектакле, напоминающем обычную читку. Однако режиссер Семен Александровский, бесспорно, в той же мере автор постановки, что и драматург. Сезон, проведенный в Театре на Таганке в составе Группы юбилейного года, исследовавшей прошлое и настоящее этой театральной легенды, для режиссера не прошел даром: подача документального материала в театре – то, что продолжает занимать Александровского и спустя год после московского проекта. В «Топливе» ему вместе с исполнителем Максимом Фоминым предстояло найти способ воспроизведения живой речи, который сохранял бы дистанцию между артистом и его реальным героем, но не был бы монотонной читкой: им это удалось блестяще.

Цифра на сцене

Цифровые технологии неизменно присутствуют в спектаклях Александровского и не могли не появиться в постановке об IT-бизнесмене. В некоторых сценах актер Максим Фомин говорит по очереди со своим двойником на экране – по словам режиссера, его занимала тема цельной личности, которая сама собирает себя из разрозненных элементов.

«Элементарные частицы», одна из недавних документальных работ Семена Александровского, была о советских физиках, трудившихся в новосибирском Академгородке. Героем «Топлива» стал физик неудавшийся. Давид Ян с детства хотел пойти по стопам родителей и мог рассчитывать на научную карьеру: еще студентом он ассистировал Всеволоду Гантмахеру (неспециалистам трудно судить о масштабе ученого, но достаточно будет сказать, что существует физический эффект, который носит его имя). Но на старших курсах Ян оставил науку и взялся за продажу электронных словарей: мечтая оставить след в виде чего-то полезного, он искал занятие по своему темпераменту, то самое необходимое для движения «топливо».

Несколько месяцев назад в интервью «Снобу» бизнесмен настойчиво рекомендовал «всем, кто занимается технологическим предпринимательством», книгу Уолтера Айзексона «Стив Джобс» – ту, на основе которой Аарон Соркин написал сценарий одноименного фильма с Майклом Фассбендером. Параллели между голливудской картиной об основателе Apple и камерным спектаклем о создателе ABBYY, появившимися практически одновременно, вполне очевидны: оба проекта прочат на место героя нашего времени IT-предпринимателя. Даже не разработчика, а того, кто, по словам персонажа Фассбендера, «дирижирует оркестром». Это закономерно в американской культуре успеха, но для российского театра (да и России в целом) протагонист-бизнесмен – нечто революционное. Как и слова Давида Яна (которые, правда, не звучат в спектакле), что большие деньги стоит зарабатывать с одной целью: менять мир. Впрочем, герой «Топлива» занимается не только предпринимательством – в начале нулевых именно он проводит в России первые флешмобы, что подталкивает зрителя еще к одному, пока непопулярному у нас выводу о сходстве бизнеса с творчеством.

20 и 21 января в Театре.doc