Выставка «Уездный город Галич» в Мультимедиа арт музее открыла фотографа Михаила Смодора

Он снимал пейзажи и людей первые тридцать лет ХХ века
Михаил Смодор. Книжный киоск. 1923 / Предоставлено «Костромской стариной»

Одна из тем «Фотобиеннале 2016» – провинция. Открывшаяся в «Мультимедиа арт музее» выставка «Уездный город Галич (1900–1930-е гг.) в фотографиях Михаила Смодора» – точно в тему. В веренице фотографий Смодора, а выставка большая, жизнь старинного русского города зафиксирована во всей ее тоскливой монотонности и нарастающем послереволюционном абсурде. Фотопортреты усатых офицеров и кротких сестер милосердия сменяют групповые снимки: «Коллектив Галичского ЧК» и «Комиссия по социальному отбору». Казалось бы, и там и там – люди. Обычные, внешне похожие.

Но год от года жизнь горожан наполняется новыми чувствами, а фотографии Смодора – сюжетами. Например, коллективизмом – групповые снимки становятся все многонаселеннее, словно все участники пленумов укомов и съездов потребкооперации стремились влезть в один кадр, чтобы избежать забвения. Потом возникает политический карнавал – на первомайской демонстрации участники напяливают соломенные крестьянские шляпы в знак солидарности с китайскими трудящимися. А сами демонстрации – точь-в-точь крестный ход на Паcху, с кумачовыми хоругвями. Дальше еще страннее, тема спорта – юноши и девушки становятся друг другу на голову и делают «ласточку». Фотограф снимает их как будто беспристрастно – в меру художественно, но в каждом кадре чувствуется его личное изумление увиденным и затаенная тревога.

Михаил Смодор в 1907-м открыл в Галиче фотостудию и снимал город и его жителей до 1935-го, когда был отправлен в ГУЛАГ. Через два года его освободили, перед смертью. Всю профессиональную жизнь он не ленясь фотографировал не только «на память», но и для красоты и правды: кривые городские улицы, озерные берега, огромные лужи и капустные грядки, сумрачных местных поэтов (ох, много пили), круглолицых дам в слишком маленьких шляпках и переигрывающих перед камерой актеров местного театра. Снимал не изобретательно, но правдиво.

До 10 апреля