«Необыкновенная выставка Резо Габриадзе» открылась в Музее Москвы

Она состоит из электронных проекций работ режиссера и спектаклей его Театра марионеток
Герои спектакля «Рамона» маленькие/ М. Стулов/ Ведомости

Название «Необыкновенная выставка» – самоповтор, так назывался снятый много лет назад фильм Эльдара Шенгелая по сценарию Резо Габриадзе. Умному и горькому, как и большинство сценариев автора искрометного «Не горюй!» и злой антиутопии «Кин-дза-дза!». Название воскресили для выставки, открывшейся в Музее Москвы, но она самая обыкновенная, мультимедийная.

На большом количестве экранов, занимающих большое пространство, транслируются работы Резо Габриадзе, в основном графика – артистичная, легкая, темпераментная, камерная в своей нарочитой безыскусности. Отцифрованная, многократно увеличенная, сгруппированная по цвету и сюжетам, появляющаяся на экране и вдруг исчезающая, она преподносится как грандиозный аттракцион: 70 проекторов, 600 работ, 2000 кв. м, 80 лет юбиляру!

Гастроли Театра марионеток Резо Габриадзе последний раз прошли в Москве в 2012 г. вместе с его выставкой в Пушкинском музее. Там можно было рассмотреть часть транслируемого на экранах: портрет краснолицего Солженицына, многосюжетную рисованную пушкиниану с опасными приключениями главного героя, картины жизни города Кутаиси, лица друзей, поэтов и художников. Тогда все работы помещались в небольшом зале, а сейчас развернулись в электронных копиях размером с фреску. Опыт интересный, но трудно воспринимаемый утомленными глазами зрителей, оторвавшихся от мониторов рабочих компьютеров ради новых впечатлений.

Но, в конце концов, и мультимедиа шоу, и кафе с грузинской едой, и декоративное панно почти с миллионом алых роз – только антураж для главного. Спектакли марионеточного театра покажут не существующее в повседневности и что невозможно увидеть на экране – волшебство превращения неодушевленных предметов в живых героев спектакля.

Маленький рисованный паровозик с круглыми глазками и нежными щечками на глазах у возлюбленного погибнет под куполом цирка, балансируя на проволоке, радиобашня поет, стульчик резво перебирает ножками – история рассказана художником, виртуозом иллюзий, и прекрасным сценаристом. Зрители смотрят «Рамону» завороженно, смеются взрослым шуткам как дети, понимая намеки и узнавая цитаты. Только сидеть надо не дальше 10-го ряда, иначе не заметишь всех тонкостей и нюансов, а они при увеличении исчезают.-

До 20 марта