Кинокомикс «Дэдпул» – веселый и циничный фильм про безжалостного убийцу

Райан Рейнолдс сыграл персонажа на лицо ужасного, но внутри не такого уж плохого
Персонажи «Дэдпула» – герои комикса, и они сами знают это/ OUTNOW.CH

Уэйд Уилсон – бывший наемник, убивший на ближневосточных войнах четыре десятка человек («получается, одного в семь недель – по такому графику к парикмахеру ходят»). Потом он оказался на гражданке и стал выполнять мелкие заказы частных лиц – то долги из кого-нибудь выбьет, то какому-нибудь подростку внятно объяснит, что во-он к той девочке приставать больше не надо, а то ей эти приставания надоели, понял, ушлепок? А потом у Уилсона находят рак, расползшийся по всему организму. И вылечить его можно только с помощью экспериментальной сыворотки, которая не только борется с раком, но и делает людей неуязвимыми и очень сильными мутантами; отруби пациенту после лечения руку – и она тут же отрастет. Правда, Уилсону забывают сказать, что у сыворотки есть непредсказуемые побочные эффекты (его кожа после процедуры покрывается бородавками и рубцами) и что на самом деле из него собираются сделать не супергероя, а скорее суперраба, которого потом можно за деньги отдать в услужение какому-нибудь африканскому царьку. Но Уилсон, конечно, бежит из подпольной лаборатории. И начинает искать врача, который проделал с ним все эти манипуляции, чтоб убить (но не раньше, чем врач вернет ему былой прекрасный облик).

Какой-то зверски серьезный пересказ получается. На самом деле «Дэдпул» – черная комедия, уникальная в своем роде для студии Marvel. Дэдпул – персонаж из «Людей Икс», который в комиксах сперва был злодеем, потом (послабление вышло) стал антигероем, а теперь уже и вовсе обернулся черт знает кем – вроде как хамом и убийцей, а все ж таки протагонистом, и весьма обаятельным. Вступать в команду «Людей Икс» он не хочет, бороться с ними – тоже (хотя Росомаха – предмет его мучительной зависти на грани влюбленности). Он – «сволочь, которая гасит еще больших сволочей», сексуально озабоченный циник, у него дурацкий костюм, но он прекрасно владеет катаной и огнестрельным оружием, у него отлично подвешен язык, и вообще он дико крут.

Металлический Распутин

За Дэдпулом все время бегают два других мутанта из «Людей Икс»: Колосс и Сверхзвуковая Боеголовка. В фильме об этом ни слова, но Колосс по национальности русский, его на самом деле зовут Петр Николаевич Распутин, его рост в комиксах (где он впервые появился в 1975 г., в эпоху «разрядки») – два метра, и он обладает неимоверной физической силой в сочетании со спокойным нравом. И если в «Дэдпуле» он появляется исключительно в виде металлического гиганта, в оригинальных «Людях Икс» он все-таки периодически принимает форму обычного человека.

«Дэдпул» – проект мечты Райана Рейнолдса, канадского комика, который последние 15 лет барахтался в Голливуде, оставаясь в странном положении полузвезды: на каждый его успех (участие в проходном, но кассовом фильме с Сандрой Буллок, брак со Скарлетт Йоханссон, звание самого сексуального мужчины в мире по версии журнала People) приходилось по два-три провала («Зеленый фонарь», развод со Скарлетт Йоханссон, попытки проявить себя как драматического актера при почти полном равнодушии критиков и публики). Пробить фильм о Дэдпуле он мечтал 12 лет – и вот в Америке рекордные сборы, а в Москве все билеты проданы даже на утренние сеансы.

Откуда такая дикая народная любовь? Ну можно списать ее на то, что Уилсон, как и большинство героев комиксов, в душе совершеннейший подросток. Его инфантильность умножена на комплексы (по поводу собственной прыщавой внешности!), и ему, в отличие от других героев Marvel, разрешено сколько угодно материться и говорить о сексе. Шутки, без которых Дэдпул разговаривать не умеет, иногда выглядят истерически-театральными: порою он даже напоминает Джокера из комиксов конкурирующего издательства DC. Но не потому, что Дэдпул плохой, а как раз потому, что хороший. Судьба приказала ему рубить людей катанами на котлеты, уже не по одному в семь недель, а по дюжине за день – а от судьбы не уйдешь. А он, может, хочет просто заниматься сексом с любимой девушкой (прекрасная Морена Баккарин), ходить с ней за мебелью в IKEA, слушать группу Wham!, смотреться в зеркало с мыслью «Красавец», есть буррито и беззлобно стебаться надо всем вокруг. В сущности, тоже совершенно подростковые желания, живущие в душах миллионов мужчин.

Но Дэдпул, ко всему прочему, осознает, что он – герой комикса, и каждые пять минут рушит пресловутую «четвертую стену», напрямую обращаясь к читателю/зрителю. Райан Рейнолдс с экрана шутит про актерскую несостоятельность Райана Рейнолдса и про то, что кое-кто, должно быть, с кем-то переспал, чтоб выбить денег на съемки «Дэдпула». Когда его пытаются затащить к профессору Ксавье, он спрашивает: «Это к которому, к МакЭвою или к Стюарту?» (ну вы же помните, что Джеймс МакЭвой играл в «Людях Икс» молодого профессора, а Патрик Стюарт – старого). Когда Уэйд Уилсон придумывает себе прозвище Дэдпул, его приятель замечает: «Чувствую запах франшизы». Ну а шуток про Хью Джекмана вообще вагон.

Если честно, весь этот камеди клаб иногда раздражает, но для зрителей он оказался совершенно неотразимой приманкой: как для Дэдпула черный юмор – противоядие от малоприятной судьбы, так и для зрителей его шутки – противоядие от постоянно сползающих в нестерпимую торжественность кинокомиксов, где герои в идиотских костюмах решают несуществующие проблемы. Дэдпул с его карнавальными приколами не сложнее, но честнее – чем окончательно покоряет сердца. И не почувствовать запах франшизы, наверное, даже более популярной, чем выдохшиеся «Люди Икс», тут невозможно.

Автор – специальный корреспондент «Комсомольской правды»