На Зимнем фестивале искусств Юрия Башмета в Сочи случился синтез искусств

Музыка и театр вошли в союз с экранными технологиями
Хозяин фестиваля от работы не отлынивает/ Алексей Молчановский

Фестиваль Юрия Башмета основан девять лет назад, задолго до того, как в Сочи прошла спортивная Олимпиада. С тех пор в зале Зимнего театра каждый фестивальный день проходят концерты и спектакли, а в просторном фойе экспонируются выставки. На этот раз одна посвящена юбилейному году Прокофьева, вторая – лорду Байрону, его влиянию на русскую литературу и его путешествиям, иллюстрированным рисунками и литографиями романтической эпохи.

Жанровая палитра фестиваля неуклонно расширяется. В этом году диалог цвета, света и музыки стал тотальным приемом. На открытии представили спектакль «Не покидай свою планету» по мотивам повести Антуана Сент-Экзюпери «Маленький принц», оформленный и поставленный Виктором Крамером. Главную (и множество побочных) роль сыграл в нем Константин Хабенский, говорящий разными голосами и неотрывно державший внимание зала на протяжении полутора часов: фактически это был моноспектакль.

Фестиваль, на котором учат

В этом году офф-программа оказалась особенно разнообразной. В рамках фестиваля прошли два конкурса – композиторский и конкурс видеоарта «Эхо-эхо». А еще – школа молодого критика, Международная академия молодых музыкантов, множество мастер-классов, которые вели приглашенные солисты. На «Фестивальных чтениях», организованных совместно с Европейской ассоциацией фестивалей, видные представители европейского арт-менеджмента обучали молодых, как лучше искать спонсорские деньги и организовывать культурные мероприятия.

Создатели обозначили жанр спектакля как «фантазия» – вспыхивали и гасли на экране звезды; расширялась пульсирующая Вселенная; расплывались радужными разводами красочные амебы. Казалось, с помощью современных технологий наконец-то достигнуто давно чаемое единство видимого и слышимого: скрябинская мечта о цветомузыке осуществилась. Музыкальный ряд был подобран аккуратно и стильно: звучали фрагменты из симфоний Малера в исполнении камерного оркестра «Солисты Москвы», которым дирижировал Юрий Башмет.

Реквизит подобрали самый простой, словно из фильма «Кин-дза-дза»: песочница с настоящим песком; надувной пузырь, на котором отпечатался, как на золотой монете, медальный профиль самого Хабенского-цезаря в лавровом венке. Хабенский-цезарь разговаривал со своим визави – реальным Хабенским – и даже шевелил при этом губами. Неказистые аксессуары способствовали созданию фантасмагорической атмосферы. Однако предметная среда служила лишь смысловой подпоркой для яростной, исступленной, открытой игры Хабенского. Его искренняя, немного заполошная интонация, манера обращаться напрямую к залу, вовлекая каждого в интимный откровенный разговор, не могла не подкупать: зал вознаградил артиста бурной стоячей овацией.

На следующий день прошел гала-концерт с участием нескольких солистов, среди которых отметим отличное выступление японской скрипачки Акико Суванаи; она очень красиво, мягко сыграла сольную партию в Скрипичном концерте Мендельсона, продемонстрировав милый девичий звук, грациозность фразировки и женственную манеру игры.

Далее последовали балетный вечер, посвященный Анне Павловой, выступление джазовой певицы Нино Катамадзе с ее ансамблем Insight, дневные концерты в Органном зале, новый спектакль Даниэля Финци Паска «Белое на белом».

Но даже среди столпотворения лиц, имен и мероприятий вечер, который подарили публике итальянские музыканты и солист – замечательный певец, обладатель уникального высокого тенора Винченцо Капеццутто, – оказался особенным. Ансамбль Soqquadro Italiano, соединенный со струнной группой Ростовского академического оркестра, представили премьеру программы La Stravangara – «Экстравагантность». Это было «Музыкальное путешествие с Антонио Вивальди» по городам Италии: Рим, Флоренция, Венеция, Болонья, Пиза... Знаменитые итальянские соборы и нежные лица барочных мадонн проплывали на большом экране, сопровождаемые меланхолическими песенками в исполнении Капеццутто и бренчанием мандолины. Дух барокко, его насыщенные цвета, экспрессия линий, изломанные и пышные формы, дерзновенный слом пропорций, его парящие в облаках амуры и мирные пейзажи составляли визуальный контрапункт к звучащей музыке. Образы Италии – манящие, сладостные, прекрасные – словно приглашали совершить реальное путешествие в Италию, страну цветущих искусств. Право, создателям программы – руководителю Клаудио Борджиани и видеодизайнеру Кристине Спельти стоило бы попросить грант у итальянского бюро по туризму; уж очень похожа оказалась La Stravangara на рекламный проспект. Что вовсе не исключает несомненных достоинств программы, в которой гармонично соединились музыка, живопись и новые технологии.