Фестиваль архивного кино «Белые столбы» отдал дань полузабытому классику 1960-х

Виктора Соколова ценили Алексей Герман и другие продолжатели
Кадр из фильма «День солнца и дождя», 1967/ Госфильмофонд

В подмосковном поселке Белые Столбы прошел фестиваль архивного кино. Среди находок – вторая часть снятого в 1930 г. по либретто Андрея Платонова фильма «Айна (Песчаная учительница)» и неизвестные короткометражки классика беспредметного кино Оскара Фишингера (1900–1967). Несмотря на абстрактный характер происходящего, когда круги и линии танцуют под музыку то Моцарта, то Брамса, в нацистской Германии Фишингеру места не нашлось. В Америке он сделал фрагмент на темы баховской токкаты и фуги для диснеевской «Фантазии».

Среди находок и эпизод, не вошедший в окончательную версию фильма Виктора Соколова (1928–2015) «День солнца и дождя» (1967), потаенного шедевра советской «новой волны». Это сцена на съемочной площадке с участием поющих Татьяны Пилецкой и Михаила Козакова – герои-подростки увидели ее, неожиданно попав на «Ленфильм». У Соколова особый дар на подбор актеров; в фильме легендарная Елизавета Тиме читает запоминающиеся монологи.

А вот вырезанных фрагментов главной картины Соколова, «Друзья и годы», пока не нашли. Хотя и Юрий Яковлев, и Нина Веселовская, считавшие свои роли здесь едва ли не лучшими в кино, были очень огорчены их исчезновением: руководство «Ленфильма» переборщило, работая ножницами.

Фильм все равно получился выдающийся, Алексей Герман называл его среди любимых, «одной из лучших картин на земле». Втиснутая в две серии эпопея советской жизни, с 1934 по 1961 г., включает и аресты, и войну, и донос друга. В результате Лялина (его играет Олег Анофриев) отправляют в лагерь, а стукнувший товарищ продвигается по служебной лестнице. Их случайная встреча в метро после освобождения Лялина – из лучших сцен советского кинематографа. Не произносится ни слова, но молчание передает атмосферу в стране, где говорить означало лгать и доносить. Одно время фильм хотели назвать «Карьера», но в итоге оставили название пьесы Леонида Зорина, ставшей основой сценария. Причина вроде очевидна: «Карьера» звучит откровенным выпадом в сторону партийно-государственных чиновников. На деле получилось острее: название «Друзья и годы» – метафора жизни в преступном государстве, где замаранными оказываются практически все, кто бездействовал на свободе.

До 13 марта фестивальные фильмы показывает московский кинотеатр «Иллюзион»