В фильме «Бэтмен против Супермена» Зак Снайдер продолжил свое комиксовое Евангелие

Супермен и Супермышь сразились на равных
Супермен пытается уговорить Бэтмена не драться, но тот уже решил, что подраться пора/ WARNER BROS. ENT. & DC COMICS

Да, нелегкая работа – скрестить слона и бегемота. Но успех марвеловских «Мстителей» доказал, что оптом супергерои продаются лучше, чем в розницу, и конкурирующая корпорация DC Comics пошла тем же путем, двинув в бой своих главных суперборцов за справедливость.

Интрига в том, почему один против другого. Что не поделили? Нет бы вместе вломить суперзлодеям, как Мстители или Люди Икс. То есть, конечно, понятно, что это начало прекрасной дружбы, просто надо размяться. Смешно, как Бэтмен – здоровенный, но без сверхспособностей и потому супротив пришельца с Криптона натуральная мышь – уравнивает силы. Стреляет в Супермена бомбочкой с зеленым газом, чтобы тот, надышавшись, временно ослаб. Тут-то Бэтмен и начинает с экскаваторной мощью долбить его стальным кулаком по силиконовым сусалам (которые от этих страшных ударов совершенно не страдают, потому что Супермен неуязвим). Причем пришельцем из железного мира Криптона у Снайдера выглядит как раз Человек – летучая мышь в тяжелом бронекостюме, из которого едва торчат знаменитые уши. А маска, наоборот, больше подошла бы Супермену – Генри Кевиллу, по лицу которого не пробегает даже облачко мысли. Бен Аффлек, когда без маски, непрерывно изображает лицом какую-то драму и рядом с Суперменом выглядит почти интеллектуалом. Но болеть, честно говоря, не хочется ни за того, ни за другого.

То ли дело злодей Лекс Лютор – маленький верткий Джесси Айзенберг, как будто все время подхихикивающий: «Ну вы, парни, крутые, ага», а в решительный момент дающий психопата не хуже леджеровского Джокера. В отличие от мускулистых супергероев, работающих главным образом телами, у щуплого злодея отлично развита мимика и мелкая моторика. Смотреть на него – удовольствие. И даже по сюжету он сообразительней обоих культуристов в плащах. Хотя бы потому, что сумел их друг с другом стравить.

Два Бэтмена

Кристиан Бейл, сыгравший Бэтмена в трилогии Кристофера Нолана «Темный рыцарь», заметил в интервью, что, наверное, хотел бы продолжить работу с этой ролью, и шутливо добавил, что будет ревновать к другому исполнителю. А Бен Аффлек признавался, что был удивлен предложением сыграть Бэтмена и поначалу сомневался. Но Зак Снайдер переубедил его, рассказав о своем видении Человека – летучей мыши и показав концепцию дизайна фильма. Однажды Аффлек и Бейл случайно столкнулись в магазине, где оба выбирали костюмы Бэтмена для своих детей. Аффлек попросил у Бейла совета, как играть Бэтмена. «Будь уверен, что сможешь в этом костюме поссать», – ответил Бейл.

Именно Айзенберг придает фильму легкую иронию, которой часто недостает по-тевтонски тяжелому снайдеровскому стилю, вздымающемуся до визионерских высот (ах какая сцена, в которой маленького Брюса Уэйна – будущего Бэтмена – поднимает из ямы стая летучих мышей!) и опадающему в пропасти механического насилия. Супергерои у Снайдера настолько суровы, что могут позволить себе перекинуться парой шуток лишь перед последним решительным боем, когда рядом возникает Чудо-женщина (Галь Гадот) – воительница с мечом и в железном бюстгальтере: «Она с тобой?» – «Я думал, с тобой».

Ну ладно, ироничными можно признать сцены в редакции газеты, где вместе со своей подружкой Лоис Лейн (Эми Адамс) работает Супермен, замаскировавшись очками. Главный редактор в исполнении Лоренса Фишберна, кажется, единственный в мире человек, который не знает, как выглядит Супермен, и потому настойчиво поручает ему написать что-нибудь про футбол. А Супермен хочет писать про Бэтмена.

С другой стороны, серьезность «Бэтмена против Супермена» – не комиксная. Задача не только в том, чтобы супергерои лупили друг друга по волевым подбородкам и ломали железобетонные перекрытия. Хотя мало кто, кроме Снайдера, умеет снимать это с такой яростью, что в далеком Бибиреве неизвестно от чего плачут младенцы. Амбиции намного выше – Зак Снайдер огнем и каленым железом пишет на комиксовом теле новое Евангелие.

Уже в «Человеке из стали», фильме о внеземном происхождении Супермена, герой был недвусмысленно уподоблен Христу. Новая эпическая картина развивает эту тему и сюжетно, и визуально, вплоть до мизансцены «Пьета». Поэтому главная сложность в том, чтобы встроить в историю богоявления и спасительной жертвы всех остальных персонажей. Бэтмен, лишенный привычной раздвоенности, получается богоборцем, который противопоставляет небесной суперсиле человеческое мужество, упорство и смекалку (за последнюю отвечает по большей части дворецкий Альфред – в этой роли Майкла Кейна сменил Джереми Айронс). Но настоящее – дьявольское – сомнение воплощает хитрющий Лекс Лютор, который хочет убить Спасителя и призвать демонов. Не вполне понятно, что тут делает Чудо-женщина, скорее всего просто зашла в гости, чтобы Бэтмен тоже не остался без подружки – их первая встреча комически напоминает знакомство агента 007 с очередной Бонд-герл.

Но в ярости и ереси Евангелия от Снайдера прячется большое гуманистическое кино, в зубодробительном грохоте спецэффектов трогательно обнаруживающее сходство между Суперменом и Бэтменом, Богом и человеком.

Оба очень маму любят.

В прокате с 24 марта