В Центре фотографии им. братьев Люмьер открылась выставка Антанаса Суткуса

Его серия «Босоногое детство» кажется воплощением искренности
Антанас Суткус. На Балтийском море. Гируляй. 1972

Динамика и искренность – так словами можно определить снимки Антанаса Суткуса, основателя и вдохновителя литовской фотографической школы. Выставка в Центре им. братьев Люмьер – это искренность в квадрате, честный детский взгляд из Литвы 60–70-х, который проникает в душу зрителя через объектив фотокамеры.

Cерия «Босоногое детство» – царство неподдельных чувств. Первое сентября, первое «казино» во дворе, первое свидание – кадры будто образуют хронику семейного фотоальбома. Неизменно одно – проявленные в каждом снимке отношения, между людьми на фотографиях и между фотографом и зрителем. Героям Суткуса тесно в кадре, они вырываются из него – мальчишка на отцовском велосипеде готов умчаться по деревенской улице, Симас, сын Суткуса, спешит на свой первый урок, байкеров на мотоцикле вообще невозможно поймать – они торопятся взрослеть и влюбляться, за такими не угонишься.

Экспозиция собрала как знаменитые, ставшие классикой, работы – «Зимняя геометрия» (1960), «Пионер» (1966), так и малоизвестные, они составили четверть экспозиции. Суткус сам привез их на выставку, где доминируют фотографии из коллекции Центра Люмьер, винтажная или современная печать с авторских негативов.

«Я чувствую достоинство этих людей, – говорит Суткус о тех, кого снимал полвека назад. – Они были достойны – жили, любили, радовались, плакали. Это же целое поколение, понимаете? Это поколение вечных ценностей».

Сегодня же фотография теряет правду жизни, сожалеет мастер, наступает эпоха рекламных снимков «сделанных» людей.

До 29 мая