Культурный центр ЗиЛ отметит столетие знаменитого завода премьерой нового балета

Ради его создания учрежден конкурс композиторов
Культурный центр ЗиЛ отметит столетие знаменитого завода премьерой нового балета/ Е. Разумный/ Ведомости

Балетная премьера станет частью юбилейных торжеств, которые пройдут в конце этого года. Парадокс в том, что через короткое время после юбилея ЗиЛ закроется. Однако Культурный центр ЗиЛ несколько лет назад юридически отделился от завода и стал самостоятельным учреждением культуры. Поэтому запланированный балет не станет корпоративным достоянием: на заводе в лучшем случае знают о планах его создания, средства же на проект культурный центр изыщет или заработает сам, чтобы сделать бывшему патрону подарок, достойный его былой славы.

Сто лет назад параллельно с автомобилестроением развивался художественный авангард. Годом позже открытия завода, в 1917 г., появилось слово «конструктивизм», а высшим достижением стиля в музыке стала пьеса Александра Мосолова «Завод» из неосуществленного балета «Сталь» (1928), с тех пор вошедшая в репертуар многих оркестров мира. Один из кураторов нового проекта, музыковед Ярослав Тимофеев, надеется на то, что мыслимое произведение установит некий мост с полными надежд временами столетней давности.

Редкое дело

Конкурс на создание оперы или балета для детей проводили в 2008 г. совместно Большой театр и Союз театральных деятелей России. Выиграл балет Ефрема Подгайца «Мойдодыр», поставленный в Большом в 2012 г.

Это не значит, что современные композиторы обязаны улечься в прокрустово ложе конструктивизма: им дарована полная свобода как в выборе стиля, так и в изобретении сюжетики. Концепцию и план, а также фрагмент музыкальной партитуры длиной не менее трех минут нужно изобрести в течение ближайшего месяца: заявки принимаются до 9 июня. В этом сказывается не только пожарный порядок проведения конкурса, но и расчет на молодых, еще не заваленных заказами композиторов. В то же время возрастных ограничений положение не вводит, поэтому любой мэтр, кто сочтет для себя возможным вступить в анонимное состязание с молодыми, может взять верх в силу опыта и профессионализма. Сумма призового гонорара производит впечатление – полмиллиона рублей. С победителем будет заключен договор, по которому он должен будет закончить всю партитуру до конца сентября. Ставить произведение будут молодые хореографы Анастасия Кадрулева и Артем Игнатьев, а исполнять – труппа «Балета Москва». Переформатированный, как и сам Культурный центр ЗиЛ, в эпоху Сергея Капкова, этот театр за несколько лет вышел на отменный репертуарный и творческий уровень, чему лишнее подтверждение – свежая «Золотая маска» спектаклю Александра Пепеляева «Кафе Идиот». Оркестр составят участники Студии новой музыки – консерваторского коллектива, чей дирижер Игорь Дронов параллельно накопил богатый балетный опыт в Большом театре.

В пользу выбора жанра у кураторов есть и более общее соображение: много раз случалось так, что именно в балете русское искусство достигало общехудожественных прорывов. Ожидания кураторов, впрочем, разные: директор центра Елена Мельвиль настроена на нечто авангардное и новаторское, в то время как музыковед Рауф Фархадов, ссылаясь на конец эпохи экспериментов, ждет появления доброкачественного репертуарного балета. Выбор сделает жюри, состав которого внушает уверенность в успехе: наряду с самими кураторами и участниками постановки в него вошли авторитетные композиторы Владимир Тарнопольский, Виктор Екимовский и Владимир Мартынов.