Старая английская карикатура смешит как двести лет назад

Выставка «Анатомия смеха» в Царицыно представляет и разъясняет мало знакомое искусство сатиры
Сначала рассмотреть, потом прочитать/ Ольга Кабанова/ Ведомости

Выставка «Анатомия смеха. Английская карикатура XVIII – первой трети XIX века» представляет не широко известное, но очень славное искусство. Она впервые демонстрирует публике коллекцию Российского государственного архива социально-политической истории, бывшего Центрального партийного архива. Редкие и вполне антипартийные английские сатирические гравюры попали туда как революционное, критикующее правящие классы искусство с родины Карла Маркса.

В этом есть доля правды, хотя английские карикатуристы 200 лет назад высмеивали не только короля и знать, но и толстых и тощих, стариков, модниц и пьяниц, сладострастников и патриоток, а также судейских, врачей, духовенство и актеров. Легко подсмеивались они разве что над Джоном Буллем, воплощавшим английский народ, но и этому обжоре и выпивохе доставалось. Что же говорить о врагах Англии, прежде всего о Бонапарте, но и толстозадая Екатерина II, и на себя не похожий русский медведь, и на лицо ужасный русский мороз также изображались с большой фантазией.

«Анатомия смеха» расположена в нескольких залах, и содержание всех 200 выставленных там листов коротко и толково разъяснено. А центральная в каждом тематическом разделе работа проанализирована досконально. Поскольку выгравированные и раскрашенные сатирические картинки – многофигурные композиции с массой забавных деталей, то на разглядывание и чтение у зрителей уходит немало времени. Но смотреть и читать не скучно.

Гравюры выполнены виртуозно, их содержание парадоксально, и смешны они и без разъяснений, вдобавок вызывают множество ассоциаций и с живописью, и с великими английскими романами – сатирическими и нравоучительными. Так что многие картинки кажутся узнаваемыми.

Поскольку большинство листов и все экспликации разрешено фотографировать, то уставшие зрители могут что-то отснять для дальнейшего изучения. Или прочитать полный неожиданных сведений рассказ о золотом веке английской гравюры в книге-каталоге, написанной куратором выставки Василием Успенским.

«Анатомия смеха» ведь представляет не только явление искусства, но и непостижимое русскому уму устройство общества, где на потеху публике выставлялась, например, карикатура, где Джеймс Гилрей представил монархию «кучей дерьма, премьер министра – ядовитым грибом, а их взаимоотношения обозначил как единство, основанное на паразитировании».

До 3 июля