В Манеже показывают советские киноплакаты

Выставка «История советского кино в киноплакате. 1919−1991» большая и однообразная
Всего так много, что не знаешь, где остановиться/ Е. Разумный/ Ведомости

Весь цокольный этаж Манежа завешан плакатами, кажущимися одинаковыми – и по размеру (хотя он разный), и по художественному качеству (хотя и оно меняется). Просто выставка «История советского кино в киноплакате. 1919−1991» такая большая и расположена в таком обширном пространстве, что сосредоточиться там трудно.

Ощущение монотонности возникает и от того, что композиции большинства листов предсказуемо однообразны. Название фильма и лица актеров – необходимые составляющие афиши, и в поточной продукции не так часто художники искали и находили оригинальные приемы. К тому же традиционно невысокое качество советской полиграфии активно способствовало превращению всех цветов в грязные. Тем не менее советский киноплакат, рожденный постановлением «О национализации кинодела» (1919 г.) и погибший в результате развала государственного кинопроката, стал предметом изучения и коллекционирования.

Более 300 показанных на выставке киноафиш распределены по времени появления на свет и сгруппированы согласно с историей СССР и, как ее следствием, – с историей советского кино и потом уже с историей киноплаката: 1920-е, потом 1930–1950-е, потом оттепель и конец 1960-х – начало 1990-х.

Вспомнить всех

Художники советского плаката плохо известны публике. Выставка отчасти хороша тем, что называет их фамилии, совсем не знакомые зрителям, но не забытые коллегами и коллекционерами: Израиль Боград, Михаил Длугач, Михаил Векслер, Мирон Лукьянов, Василий Островский, Евгений Гребенщиков.

В каждом разделе на больших панелях показывают фрагменты соответствующих фильмов, а в электронных каталогах есть сведения о каждом, плакат которого представлен на выставке. Что, конечно, разнообразит просмотр, но не способствует сосредоточенности – то ли кино надо смотреть, то ли картинки к нему. Потому что никакой прямой зависимости между художественным уровнем фильма и его плаката нет. Хотя случаются исключения – плакат к «Солярису» сделал Михаил Ромадин, он же был и художником картины. Правда, художественное решение фильма гораздо ярче, чем афиши. Но так почти всегда. За исключением тех случаев, когда художник плаката, или дизайнер-график, как принято его называть сейчас, делает независимую от сюжета фильма композицию. Так замечательно похожи два черно-желтых, графически решенных плаката – Виктора Шестакова к «Сорок первому» 1927 г. и Василия Островского к «Девяти дням одного года» 1962 г.

Самыми интересными именно плакатами кажутся первый и последний разделы выставки. Хотя ранние советские представлены в основном не первыми именами – братьями Стенбергами, – общий художественный уровень их очень высок. И плакат к «Броненосцу Потемкину» неизвестного автора вполне хорош, потому что сделан в стилистике самого фильма. Ну а в поздние советские годы, когда эстетическая цензура ослабла, хорошие художники и делали, что хотели, как Игорь Майстровский в плакате к «Холодному лету пятьдесят третьего».

Куратор выставки Анна Пахомова рассказала, что в работе над выставкой, подготовленной «Росизо», трудно было придерживаться логики – к лучшим фильмам могли не сделать хороших плакатов, лучших плакатов могло и не найтись в собрании Российской государственной библиотеки или Московского музея дизайна, а коллекционеры своих вещей дать не захотели. В общем, куратора и не в чем упрекнуть: если делать быстро и из того, что под рукой, то и получится как всегда и не очень.

До 13 июня