Статья опубликована в № 4086 от 01.06.2016 под заголовком: Сплошные жертвы

Дирижер Владимир Юровский и Госоркестр России дали христианско-языческий концерт-приношение

Мелодии для него предоставили король Пруссии и русские крестьяне

В преддверии летнего абонемента «Владимир Юровский дирижирует и рассказывает» (его концерты пройдут 4–6 июня) дирижер дал программу, в которой ничего не рассказывал – только дирижировал. Хотя рассказать было бы о чем.

Красноречиво составленная программа не содержала ни одного популярного произведения – тем не менее Концертный зал Чайковского был полон: это значит, что Юровский образовал свою публику, которой интересно именно незнакомое.

Концерт был посвящен 45-летию смерти Игоря Стравинского, но его музыка звучала лишь во втором отделении. Первое же отделение резко контрастировало со вторым. Оно было отдано музыке христианства, тогда как второе было проникнуто духом язычества.

За христианство отвечали Бах, Веберн и Губайдулина. Первые двое, разделенные промежутком в двести лет, тем не менее выступили совместно: прозвучала Фуга (Ricercata) из «Музыкального приношения» первого в филигранной, расцвеченной переменами тембров оркестровке второго. Та же тема, которую подарил Баху король Пруссии Фридрих Второй, прошла сквозь Первый скрипичный концерт Софии Губайдулиной, носящий подзаголовок Offertorium («Жертвоприношение»), в котором формальная сделанность уживается с открытым драматизмом. Хотя оркестровая фактура в концерте интереснее собственно скрипичной партии, солист Вадим Репин продемонстрировал сдержанную и отточенную игру, всецело увязанную с оркестром.

Языческое отделение было представлено Стравинским и Александром Вустиным, с недавних пор ставшим резидент-композитором Госоркестра имени Светланова, которым руководит Владимир Юровский. «Симфонии духовых памяти Дебюсси», полные, вопреки посвящению, старорусских фольклорных попевок, Стравинский написал словно специально для того, чтобы выставить напоказ блестящие умения духовой группы оркестра. В уменьшенном составе духовая группа вместе с ударником сыграла лаконичное, строго организованное, сверхэмоциональное и тоже язычески ритуальное «Слово» Вустина.

Как ни странно, довеском стало главное блюдо программы – музыка балета «Орфей», не самое вдохновенное античное сочинение Стравинского, полное малоудачных самоповторов. Однако любые опусы композиторов подобного масштаба заслуживают внимания, поэтому культуртрегерский пафос концерта смогло превзойти только великолепное качество оркестровой игры.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать