Начинает работу ярмарка Art Basel – 2016

Это центральное событие в мире современного искусства, где продают дорого, а покупают выгодно
Базельскую ярмарку знатоки не пропустят/ MCH Swiss Exhibition (Basel) Ltd

В этом году ярмарка Art Basel проходит в 47-й раз, в ней принимает участие 286 галерей из 33 стран. Это чуть больше, чем в прошлом году, но меньше, чем пять лет назад. Количество галерей в последние годы неизменно – около 300, большинство приезжает сюда много лет и многие с дорогими работами – классиков и знаменитостей. Такое постоянство – одна из самых привлекательных черт ярмарки, свидетельство стабильности мира и рынка современного искусства.

Художников в основных программах Art Basel в последние годы около 4000, их список трудно прочитать полностью. Но уже раздел на «А» дает представление о разнообразии выставленных в Базеле произведений. Пионеры модернизма Александр Архипенко и Жан Арп соседствуют с гран-дамой современного перформанса Мариной Абрамович, рядом с легендарным именем фотографа Дианы Арбус можно обнаружить смутно знакомые или ничего не говорящие восточные и европейские фамилии. Дозированная новизна стабильности не мешает, и галереи готовы выводить на рынок новые имена.

Кабаковые единые

Среди 4000 художников, чьи работы показаны на ярмарке, удалось обнаружить только двух русских: Илья и Эмилия Кабаковы участвуют в программе Parcours работой «Туалет у реки»

Разумеется, появление художника на Art Basel не гарантирует ему дальнейшего благоденствия, но, безусловно, дает шанс. «Художники, представленные на стенде, начинают активнее продаваться, и, как это ни удивительно, часто именно на ярмарках художником может заинтересоваться тот или иной музей. Не всегда, но...» – Елена Селина недавно написала в фейсбуке большой пост о базельской ярмарке в надежде сразу ответить всем досаждающим ей журналистам. С Галереей XL Селина принимала участие во многих ярмарках и в Базель приезжала пять лет подряд, пока в 2011 г. строгий экспертный совет не выбрал другую московскую галерею – «Риджину». Она продержалась здесь два года. Больше на Art Basel российских участников не было. «Пять или шесть наших галерей ежегодно подают заявки, но их отклоняют», – говорит владелец «Риджины» Владимир Овчаренко. Он считает, что одна из причин – недоброе отношение к стране. Но и, конечно, в том, что русские коллекционеры здесь мало покупают, их коммерческая активность незаметна.

Приезжают многие, количество посетителей приближается к 100 000 – ведь в дни работы ярмарки Базель становится центром притяжения всего современного арт-мира, здесь можно завести нужное знакомство, сориентироваться в ценах, понять, что модно и востребовано. И вообще интересно. Ярмарке сопутствуют несколько параллельных программ, под ее именем устраивается множество некоммерческих мероприятий – выставок, презентаций, дискуссий. Но главное – продажи. Причем требования оргкомитета высоки: необходимо, чтобы галерея не только выставляла художника, а работала с ним. «Как совет может определить, что вы за галерея, – пишет Селина, – ее ровная профессиональная деятельность должна быть подтверждена качественными стендами и, что греха таить, платежеспособностью, подтверждающей наличие рынка в ее стране».

Отсутствие не только развитого, но хоть какого-то арт-рынка в стране сегодня очевидно, и стоит только надеяться, что причины тому временные. Поднимутся цены на нефть, кончится политическое противостояние, русские коллекционеры вновь начнут покупать русское же современное искусство, а Министерство культуры будет поддерживать не только нравящееся министру, но и понятное миру искусство. В том числе и социально-критическое и даже протестное. Одна из тем базельских обсуждений и акций этого года – беженцы.

«Art Basel – феноменальная ярмарка современного искусства, самая главная. Это престиж, это связи, продажи. Мы в ней не участвуем потому, что нас не берут. Мы много лет подаем заявки, но нас отшивают. Нам по-прежнему не везет, но когда-нибудь «Триумф» там окажется», – убежден Дмитрий Ханкин, совладелец галереи «Триумф».

Art Basel открыта для публики с 16 по 19 июня