Федор Чистяков представил в Москве альбом «Без дураков»

Новые песни – на уровне прежних хитов с главных альбомов группы «Ноль»
Легенда русского рока не теряет куража и формы/ Алексей Глухов

В соответствии с названием альбома дураков на презентации действительно не было, потому что пропустить большой сольный концерт самой корневой из всех питерских легенд русского рока было порядочной глупостью. Но и возрастной состав аудитории артиста, скрестившего русский баян с блюзом и рок-н-роллом, варьировался где-то в районе сорока, отдельные молодые лица были скорее исключением.

К своим 48 годам давно оставивший в прошлом все положенные настоящему рок-н-ролльщику «секс энд драгс», в его случае еще и усугубленные тюрьмой и желтым домом, Чистяков от воспевания «закручивания болтов», «грибочков-ягодок и цветочков-лютиков» перешел к злобе дня – одна из главных героинь его нового альбома – уборщица из «Газпрома». Федор и раньше не был чужд комическому препарированию актуальных событий, взять хотя бы того же «Доктора Хайдера», который начал есть, но на последней пластинке от упомянутых брендов и симулякров даже немного рябит в ушах.

Эмоциональной доминантой концерта после исполненной по-русски кавер-версии знаменитой Imagine Джона Леннона, которую Федор резонно назвал «вечной песней», стало совместное с залом распевание мегахита «Ноля» «Я живу на улице Ленина», про который было сказано: «А следующая, надеюсь, нет». Для закрепления эффекта Федор вставлял в классический текст новые строчки – «и у меня дежавю время от времени», а в последнем припеве спел, что «хорошо, что не на улице Сталина». Зал единодушно поддержал не частое в наше время проявление гражданской позиции рок-музыканта.

Группа Чистякова, состоящая из музыкантов питерской группы «Кафе», в этот раз была поддержана двумя роскошными бэк-вокалистками в теле, темных платьях в пол и с золотыми цепями на шеях. Знакомые с юности мелодии песен музыканты старались по возможности трансформировать, проявляя недюжинное остроумие и музыкальную изобретательность. Так, «Улица Ленина» звучала в карибских мотивах, «Будет все хорошо» трансформировалась в пинкфлойдовский блюз, а «Цикорий» стал кантри из гэдээровских фильмов про индейцев. Во многие песни музыканты аккуратно вплетали проигрыши из классических хитов – излюбленная фишка Чистякова, подтверждающая его музыкальную эрудицию и вкус.

После небольшого перерыва начался обещанный до него «рок-н-ролл». Федор встал в полный рост и, напомнив, что в этом году исполняется 30 лет первому альбому «Ноля» «Музыка драчевых напильников», выдал серию старых бодрых хитов вроде «Мы идем пить квас» и «Коммунальная квартира». В вертикальном положении худощавый и лысеющий Чистяков в темных очках и тельняшке стал сильно смахивать на Адриано Челентано и немного на молодого Петра Мамонова. Апофеозом концерта стал тройной бис, когда после пары новых песен Чистяков исполнил целиком «Бармалей Инкорпорейтедъ» – мини-рок-оперу на стихи Чуковского. Было очевидно, что ему так в кайф, что уходить он не хочет. Зрители тоже не торопились. После последнего хита «Дети плачут и рыдают» была устроена финальная фотосессия с залом, у многих «детей перестройки» на глазах были слезы радости.