Art Basel как центр системы

Закончила работу ярмарка Art Basel, итоги еще не подведены, но успех очевиден
Art Basel - точка притяжения для всех участников рынка искусства, в том числе - спонсоров. На фото: стенд часовой компании Audemars Piguet/ Audemars Piguet

Подводя предварительные итоги, организаторы Art Basel называют количество посетителей – 95 000 за шесть дней, приблизительно как и в прошлые годы. Но эти тысячи не существенны. Ярмарка не стремится расширяться, а наооборот, жестко регламентирует отбор участников — иначе она бы не стала символом качества и самой значительной ярмаркой арт-мира. Так что важно не количество посетителей, а их значимость.

Среди тех, кто посетил Базель в этом году, выдающиеся художники современности Джеймс Таррелл, Янис Кунеллис, Джозеф Кошут и восходящие звезды. С гордостью организаторы отмечают присутствие трехсот представителей крупнейших музеев мира и различных художественных институций. В том числе опять же самых главных: Центра Помпиду, Тейт Модерн, Музея Королевы Софии, нью-йоркского МоМА. Был среди них и заведующий отделом современного искусства Эрмитажа Дмитрий Озерков и директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. Директор мультимедиа-арт музея Ольга Свиблова с восторгом смотрела фильм Лори Симмонс «Музыка сожаления» на Unlimited, приговаривая: “Как же хочется его привезти”. То есть для представителей музеев присутствие на ярмарке не обязательно означает покупку, но можно договориться и о выставке.

Однако, самые важные участники ярмарки остаются не названными. В высказываниях владельцев галерей среди сообщений об удачных продажах фигурируют и слова о радости знакомства с «выдающимися коллекционерами». Их имен в списках нет, они скрыты под словами «азиатский коллекционер», «швейцарский коллекционер» или «продано в американское частное собрание», но именно они определяют успех Art Basel. А он меряется в продажах.

Успех этот — результат сорокашестилетнего выстраивания ярмарки как центрального события европейской, а после открытия филиалов в Майами и Гонконге, и мировой художественной жизни. И событие это притягательно не только для продающих и покупающих произведения искусства, но и для спонсоров. Они поддерживают организаторов и сами готовят программы.

Швейцарская часовая мануфактура Audemars Piguet вот уже три года делает собственные проекты на Art Basel. На этот раз ее стенд создан модным американским дизайнером Себастьяном Эрразурисом, превратившим выставочное пространство частично в подобие сказочной снежной пещеры, частично — в мастерскую часовщика, работающего на глазах у публики. Вторым участником выбран английский фотограф Дэн Холдстворт, известный своими натурными пейзажами, кажущимися фантастическими. По мнению художественной комиссии Audemars Piguet, оба художника своими работами подчеркивают стремление к творчеству и пристрастие к новым технологиям, свойственные и самой фирме.

Art Basel, как сильнейший магнит притягивает к себе и другие художественные события. Город множества музеев и выдающихся арт-фондов готовит к дням работы Art Basel специальные выставки. На этот раз объектом притяжения стал и соседний Цюрих, где проходит одновременно с базельской ярмаркой крупнейшая биеннале современного искусства Manifesta, меняющая места своего базирования. Она ориентирована на актуальное, не коммерческое, а политическое искусство, но привлекает и прессу, и представителей галерей и музеев, потому что части художественного мира не изолированы, а взаимосвязаны.

Ассоциироваться с Art Basel пытаются другие художественные ярмарки, проходящие в то же время в Базеле: Liste и Scope представляют художников менее известных, менее дорогих и, будем честны, мало перспективных. Часть участников этих ярмарок, как например, галерист из Таллина Ольга Темникова, надеется, что успешное участие в Liste, – а уже в первый день у нее были продажи, – приблизит ее участие в Art Basel. Но есть и другое мнение: совладелец «Триумфа» Дмитрий Ханкин считает, что участие в параллельных мероприятиях не приносит ни известности, ни нужных связей и поэтому бесперспективно.

По правде говоря, просмотр первых двух этажей Art Basel, где собраны главные его участники, не оставляет сомнений, что отклоняя заявки наших галерей, оргкомитет не имеет ввиду политических соображений. Все прошедшие отбор галереи — части мощной международной художественной системы, а наши — сами по себе. Им не хватает мощи, прежде всего финансовой, обеспечивающей содержание и качество стендов. Помощь от государства тут ждать бессмысленно и не нужно. Надежда только на частных коллекционеров, на музеи, которые представляют современное искусство. Насколько оно сильное и захватывающе интересное превосходно демонстрирует Art Basel.