Спектакль «твоя_игра» от продюсера Remote Moscow Федора Елютина играется в торговом центре

У него один минус – его нельзя пересказывать
Интерьер спектакля слегка напоминает «Твин Пикс»/ Д. Нестеровская

Прошел год и один месяц с тех пор, как первые участники интерактивного спектакля Remote Moscow расстались на крыше ЦУМа. Именно в этой точке закончилась их необычная пешая прогулка, в ходе которой они заново входили в городскую среду, экспериментировали, шли на провокации. Группой руководил электронный голос из наушников – синтезированный компьютером аудиогид. Помимо всего прочего спектакль был уникален тем, что в его производстве не участвовал ни один государственный репертуарный театр. Это была инициатива частного человека – театрального продюсера Федора Елютина (сам он представляется как импресарио). Год спустя Елютин показывает новый спектакль под названием «твоя_игра», выпущенный опять же своими силами.

Если создателей Remote Moscow – участников группы Rimini Protokoll, фронтменов актуальной европейской режиссуры – наша публика худо-бедно знала по фестивалям, то про бельгийскую компанию Ontroerend Goed и ее главного режиссера Александера Дервиндта даже критики слышат впервые. Елютин рассчитывает на доверие зрителей, знакомых с его предыдущим проектом. «Твоя_игра» начинается практически в той же локации, где заканчивался Remote Moscow, – в большом магазине, только теперь это не ЦУМ, а универмаг «Цветной». Это даже романтично: вместо того чтобы мариноваться в театральном зале, молодой продюсер направляется в торговый центр – прямо в гущу городской жизни.

«Твоя_игра» – интерактивный спектакль для одного зрителя. Он не имеет отношения к привычному нарративному театру: здесь нет ни персонажей, ни вымышленной истории, все происходит на самом деле. Чтобы понимать происходящее, не нужно иметь специальных знаний о современном искусстве и театре. Игра начинается в тот момент, когда вы заходите за красные бархатные ширмы на четвертом этаже «Цветного» (есть подозрение, что интерьер павильона вдохновлен сериалом «Твин Пикс»). Больше я ничего раскрыть не могу: в «твоей_игре» важен эффект неожиданности, поэтому организаторы события просили первых зрителей воздержаться от спойлеров.

Это один из редчайших спектаклей, который действительно может заменить вам общение с терапевтом. Сам я, во-первых, почувствовал свободу, позволив себе то, чего не позволяю в обычной жизни. Во-вторых, игра дала мне заряд самоуважения, продемонстрировав, что здесь и сейчас я кому-то важен. Каждый человек неповторим и заслуживает внимания наравне с другими – эта банальная, но плохо приживающаяся в российских реалиях идея реализована в спектакле на сто процентов.

Вот несколько советов будущим игрокам. 1) Не стесняйтесь. Людей, которые встретят вас за ширмой, вы, скорее всего, видите в первый и последний раз. 2) Примите правила игры. Вы будете играть по ним всего полчаса, а потом можно снова стать скептиком. 3) Работайте. Активным игроком быть интереснее. 4) После игры у вас останется сувенир. Обязательно используйте его по назначению. Если забудете, ваш опыт будет неполным.

Кстати, об опыте. В описании театрального продукта мне все чаще попадается слово «опыт» (в значении «переживание», как в словосочетании «мистический опыт»). Продвинутые деятели театра подают свои спектакли как приключение. Тот же Федор Елютин называет свою продюсерскую компанию experience factory – «фабрика впечатлений». Идеальный визит в театр похож на прыжок с парашютом, восхождение на ледник, первую поездку верхом. Театр – это теперь что-то экстремальное. Как минимум не свойственное обыденной жизни.

Превращение театра в experience factory – его закономерный ответ новой технологической реальности. Музыка, литература, фильмы, сериалы доступны круглосуточно и стали частью повседневного быта. Посещение театра для большинства людей, наоборот, – исключительное событие. И это его сильная сторона, позволяющая театру конкурировать с айфоном. О’кей, вы ходите туда два раза в год. Тогда пусть это будет не ритуал «приобщения к культуре» (что это вообще значит?), а ценный, меняющий вас опыт.

Отсюда тяга к интерактивности, когда спектакль напоминает игру или социальный эксперимент. И представьте, это страшно интересно.