В Кухмо прошел масштабный фестиваль камерной музыки

На нем было 70 камерных концертов за две недели и 150 музыкантов-участников со всего мира
Марк Данел с дочерью сыграли на фоне озера/ Stefan Bremer

Чтобы фестиваль был успешным, главное – найти уникальную фестивальную модель и необычную репертуарную нишу. Место действия также имеет значение: природа и погода положительно влияют на восприятие музыки, если музыка удачно вписана в красивый ландшафт.

Пример редкостно удачного совпадения всех перечисленных компонентов – камерный фестиваль в Кухмо, уютном городке на 9000 жителей на севере Финляндии. Сейчас фестиваль считается одним из крупнейших в стране и, безусловно, одним из самых авторитетных форумов камерного исполнительства в мире. А начинался он в 1970 г. – когда молодому виолончелисту Сеппо Киманену пришла в голову идея основать с сокурсниками маленький фестиваль где-нибудь в красивом тихом месте.

Сеппо написал письмо местному стоматологу, который возглавлял музыкальное общество в Кухмо, и предложил ему поддержать проект. Фестиваль начался как междусобойчик: несколько друзей собрались летом, чтобы поиграть вместе, а заодно пригласили полюбоваться на свои профессиональные забавы местных жителей. За прошедшие годы забавы выросли в масштабное мероприятие, сохранив приватный и свободный дух.

Публике предоставляется редкая возможность прикоснуться к самому процессу «делания музыки». Прямо на фестивале возникают новые ансамбли. И чувство сопричастности происходящему лучше всякой рекламы и привычных приманок – вроде громких имен исполнителей и популярной классики – влечет слушателей в залы.

В Кухмо обычно нет никаких звезд, а если они и приезжают, то не «включают звезду», а просто общаются, ездят на велосипедах и шутят у фестивального костра, как все остальные. Здесь музыканты играют музыку, которая интересна лично им: в этом смысле артистический директор фестиваля, румынский альтист Владимир Мендельсон предоставляет музыкантам полную свободу выбора.

Никаких фраков или смокингов тут ни на ком не увидишь: все выступают в футболках и цветастых летних платьях. Между репетициями молодежь успевает сбегать на озеро искупаться – благо Центр искусств Кухмо стоит на самом берегу. Концерты проходят в великолепном по акустике концертном зале, сплошь отделанном деревом, и в старинной деревянной церкви неподалеку.

В былые времена желанными гостями фестиваля были российские музыканты: Наталия Гутман и Олег Каган, Гидон Кремер и Элисо Вирсаладзе. В последние годы российских участников не стало меньше – но имена их почти ничего не говорят нам. Однако же за два дня пребывания на фестивале удалось услышать несколько талантливых молодых музыкантов: отличную чембалистку Ирину Захарёнкову, мощного пианиста-виртуоза Кирилла Козловского, скрипача Сергея Малова.

Одно из самых ценных и глубоких впечатлений оставил квартетный вечер с программой, которая в разных ракурсах раскрывала тему Второй мировой войны. Квартет «Энеску», в котором на альте играет сам Мендельсон, экспрессивно исполнил неизвестные широкой публике «Пять пьес для струнного квартета» Эрвина Шульхофа, в которых гротескно запечатлена атмосфера военного угара. Напоследок прозвучал полный света и скорби «Квартет на конец времен» Оливье Мессиана, написанный в концентрационном лагере. Умиротворенное прощание с жизнью – так прозвучал финал цикла в исполнении Мишеля Летика, Фредерика Моро, Дэвида Коэна и Андреа Рукли.

Кухмо