В австрийском Оссиахе сыграли «Свадьбу Иисуса»

Скандальная опера Готфрида фон Айнема (1918–1996) стала главным событием фестиваля «Каринтийское лето»
Иисус близок зрителю, даже нет оркестровой ямы/ Ferdinand Neumuller

Фестиваль «Каринтийское лето», ежегодно собирающий звезд классической музыки и джаза, проходит не только в концертных залах, но и в замках, церквях и монастырях Каринтии. Долгое время главной особенностью фестиваля считались показы «церковных опер», действие которых связано с религиозными сюжетами, шли они, как правило, в храмах. Одно время оперы перестали появляться в афише, но в этом году все вернулось, да еще как! В Оссиахе показывают знаменитую «Свадьбу Иисуса» Готфрида фон Айнема. В свое время ее премьера породила в Австрии скандал.

«Свадьба Иисуса» – шестая по счету опера фон Айнема, который в середине 1970-х считался наиболее исполняемым современным оперным автором в мире. Ее заказал именно каринтийский фестиваль, но в итоге, после долгих раздумий, показывать премьеру не стал, она прошла в столичном Театре ан дер Вин. Постановку Джанкарло дель Монако транслировали одновременно первые каналы немецкого и австрийского телевидения, при том что гневу ультраортодоксальных католиков не было предела. Помимо акций протеста, писем и сбора подписей они занимались прямым оскорблением и запугиванием авторов. В программке к нынешней постановке описывается, как на улицах буквально заплевывали фон Айнема и его либреттиста.

Под подозрением

Несмотря на признание, Готфрид фон Айнем всегда казался публике слишком независимым. Его поддержка после войны Бертольта Брехта (композитор хлопотал о получении им австрийского гражданства, поскольку жена Брехта была австриячка, в итоге драматург жил в ГДР) привела к несправедливым обвинениям. Айнема даже исключили из худсовета Зальцбургского фестиваля, но вскоре не только вернули обратно, но и сделали его председателем.

Либретто состоит из библейских цитат и стихотворений писательницы Лотте Ингриш, она была второй женой фон Айнема, тот часто писал музыку на ее тексты. Тема оперы – Любовь и Смерть, решена она на высоком теологическом уровне. Ингриш изменила пол Смерти, в немецком языке она мужского рода, а стала женского. Из-за этого возникли абсурдные обвинения в сексуализации происходящего и, следовательно, в оскорблении чувств верующих. Судебного разбирательства по такому поводу в демократическом, пусть и насквозь католическом, государстве быть не могло, но началась мощная медийная атака на проект, который еще никто не видел. Авторов поддержал сам венский кардинал Кёниг, известный богослов и влиятельная фигура в церковном мире. Он сказал, что хорошо понимает теологические проблемы, к которым подступает опера, считает «текст прекрасным, люди же просто глупы». Но даже его влияния не хватило, чтобы смягчить позицию Рима. Зато на угрозы и провокации не поддался президент Австрии Рудольф Кирхшлегер – накануне новых президентских выборов церковные круги угрожали ему сильно осложнить жизнь, если оперу не запретят, причем важную роль в истеричном движении оскорбленных верующих играли школьные преподаватели религии, этот важный оплот морального догматизма в обществе. Кирхшлегер на шантаж не поддался, решив, что в поддержке таких избирателей не нуждается, и был переизбран при поддержке 80% голосовавших – лучший результат в австрийской истории.

Сегодня «Свадьба Иисуса» воспринимается как классика – билеты раскуплены, аплодисменты длятся долго, особенно когда на поклоны выходит исполнитель заглавной партии Борис Граппе. Ему и его товарищам по сцене (Смерть – Урсула Хессе фон ден Штайнен, Мария – Фредрика Бриллембург) приходится считаться со сложным сценическим решением художницы Анне-Мари Легенштайн. Во время непогоды оперу показывают не во дворе монастыря Оссиаха, но в построенном тут же зале Альбана Берга. Сценой оказывается вытянутый стол, вокруг которого сидит публика, две длинные скамейки трансформируют пространство за несколько секунд. Каринтийским симфоническим оркестром дирижирует лосанджелец Йонатан Штокхаммер, в последние годы много работающий в Европе, но хором театра Клагенфурта, выступившего в копродукции с фестивалем, из зала руководит Гюнтер Вальнер, сам хор находится позади зрителей. Показы сопровождаются вступительными лекциями, где звучат имена не только известных богословов, но и Достоевского. Но даже и без них понятно, что 85-минутная опера – это касающееся важных тем искусство, опасность же для верующих исходит из других сфер.

Фестиваль продлится до 25 августа