Музей Москвы отметил юбилей выставкой «Август 1991. Москвичи вспоминают»

Оценки исторических событий на ней нет, только свидетельства
Михаил Дашевский. Завтрак после победы. 22 августа у Белого дома

К выставке «Август 1991. Москвичи вспоминают» не хочется относиться придирчиво. Музей Москвы единственный из столичных музеев, отметивший юбилей исторических событий, приведших к распаду СССР и роспуску КПСС. Юбилей этот, безусловно, надо отмечать как важнейший в новейшей истории нашей страны, но, видимо, другие музеи сделать это побоялись, не уверенные в официальной точке зрения на события августа 1991-го. В Музее Москвы тоже не стали особо рисковать с пафосом и оценками и ограничились политически нейтральными мемориями – воспоминаниями фотографическими и словесными.

В фотографической части представлены фоторепортажи Валерия Щеколдина, Дмитрия Бортко, Александра Земляниченко, Михаила Дашевского и снимки непрофессионалов, свидетелей и участников событий. И надо сказать, документальные фотографии резко контрастируют с воспоминаниями текстовыми. Большинство написанных сегодня воспоминаний фотографов если не полны горечи, то лишены всякого энтузиазма. Вот, например, что пишет Игорь Гаврилов: «По ком в колокол звонить? А речи, а клятвы... А какие похороны организовали! Имена позабыты, а размах мероприятия – на вечную память! Прости меня, Господи, но это правда. И никакая это не была победа вовсе, как многие наивно утверждают... Просто нас не стали побеждать...»

А в фотографиях как раз никакой горечи и скепсиса не найти. Лица людей на них серьезны и сосредоточенны – и у строящих баррикады у Белого дома, и у танкистов, и у наблюдающих за событиями горожан, и даже у панков, вывесивших плакат «Борис Николаевич! Не доверяйте Горбачеву! Раненый зверь очень опасен». Кстати, фотографий Ельцина на выставке нет – возможно, не намеренно. Кураторы выставки Евгения Кикодзе и Ирина Чмырёва старались избежать хрестоматийных кадров, хотя лежащий на земле памятник Дзержинскому присутствует, как и фотографии процесса его свержения с пьедестала.

Не много воспоминаний

Кроме выставки в Музее Москвы готовится к открытию и выставка современного искусства «1991» в Музее ART4. Фестиваль «Остров 1991», организованный интернет-изданием о современной культуре и обществе Сolta.ru, Президентским центром Б. Н. Ельцина и порталом «Твоя история» при поддержке Zimin Foundation, прошел 20 августа в парке искусств «Музеон». Ярославский музей-заповедник открыл документальную выставку под точным названием «1991 год. Революция».

Но главное, кажется, что удивляет на этих фотографиях сегодня, – это действительно народное единство. Полное взаимопонимание демонстрантов и армии. И что бы теперь, спустя четверть века, ни утверждали защитники СССР и разочаровавшиеся в августовской революции, что бы ни говорили политики о том, что на баррикады вышли только москвичи, да еще прозападно настроенные, армия поддержала перемены. А в танках, понятно, сидели не столичные либералы.

Самым торжественным событием – и оно отражено в фотографиях выставки – были похороны погибших Дмитрия Комаря, Ильи Кричевского и Владимира Усова. Возможно, именно их во многом случайная смерть и сделала невозможным военное сопротивление. Впрочем, обсудить все это можно на мероприятиях образовательной и дискуссионной программы, которая пройдет в рамках выставки.

Можно только заметить, что у всех свидетелей событий до сих пор очень разные о них воспоминания. Одним кажется, что тот же памятник снимали осознанно и спокойно, других уже тогда пугал революционный дух разрушения.

Кроме мемориальной у выставки есть и современная часть, где студенты одной из фотографических школ показали фотографии людей, у которых спрашивали на московских улицах о событиях августа 1991 г. Фотографии, надо сказать, малоудачные. Портрет Святослава Дончева явно не получился у автора – тень на лицо легла совсем смешно. Но и ответы на вопросы не кажутся интересными или репрезентативными. Хотя есть и забавный: «Я была у бабушки. Помню, что в этот день весь день показывали по телевидению «Лебединое озеро» и это было очень удивительно, потому что мы ждали «Санта-Барбару», – рассказала девушка 36 лет. Стоило ли ее спрашивать? Видимо, нет.

До 23 сентября