Юбилей Ardani Artists в Нью-Йорке доверили балетной молодежи

25-летие независимой российской компании отметили постановками подающих надежды хореографов
«Дивертисмент короля» открыл миру имя хореографа Максима Петрова/ Michael Khoury

Афиши с Вишневой в роскошном костюме эпохи Людовика XIV украшают Нью-Йорк. В середине 1990-х она была одной из первых, на кого сделали ставку Сергей и Гаянэ Даниляны, создавая свою продюсерскую компанию. За два с лишним десятилетия это сотрудничество ни разу не дало трещины: балерина взрослела, меняла приоритеты, статус, репертуар, собственный образ, но всегда дорожила работой с Ardani Artists. Юбилейный концерт компании в нью-йоркском City Center оказался первым, когда Сергей Данилян буквально за несколько часов до начала был вынужден объявить о том, что звезда его программы не сможет танцевать из-за травмы. Этот случай красноречиво демонстрирует все подводные камни в деятельности импресарио, не застрахованного ни от каких профессиональных землетрясений. Но мало кто, как Данилян, может виртуозно выйти из ситуации: из калифорнийского отпуска в Нью-Йорк срочно прилетел солист Мариинского театра Филипп Степин, и спешность замены сказалась лишь в отсутствии деталей костюма, но не в качестве его танца.

В балетном мире, где даже звезды первой величины чаще всего сами занимаются своими контрактами-гонорарами-авиабилетами, Данилян выглядит фигурой исключительной. Он не только представляет в Америке бесспорный Мариинский балет, он вывел на мировую сцену балет Михайловского театра, а имя хореографа Бориса Эйфмана превратил в международный бренд. Но для российских балетоманов Данилян ценен другим. В середине 2000-х он одним из первых почувствовал потребность нашей публики в новых идеях и новом балетном стиле в то время, когда большинство академических театров еще предпочитали душную предсказуемость проверенного веками репертуара. Практически одновременно Мариинский театр начал осваивать Форсайта, Большой аккуратно знакомился с Килианом и Макгрегором, Театр Станиславского заполучил в репертуар Ноймайера и Дуато, а Данилян соединил танцовщиков, добившихся выдающихся результатов в классике, и хореографов, располагающихся между неоклассикой и авангардом. Большинство из них даже профессионалы узнали только благодаря «Королям танца», сольным программам Дианы Вишневой, женскому проекту «Отражения», вечерам Натальи Осиповой и Ивана Васильева. Мозес Пенделтон, Каролин Карлсон, Сиди Ларби Шеркауи, Охад Нахарин свои российские постановки создали благодаря проектам Даниляна.

Божественное начало

Свою деятельность компания Ardani Artists начинала в России. Одной из ее первых акций было учфреждение приза «Божественная Айседора». Лауреатами стали Диана Вишнева, Ульяна Лопаткина и Владимир Малахов. Именно тогда за балеринами закрепилось звание «божественных».

Диана Вишнева, если бы она выступила, стала бы единственной звездой, которую Ardani Artists включила в свою юбилейную нью-йоркскую программу. Вся она была выстроена на неожиданном отрицании звездного принципа: вечер составился из трех одноактных балетов – «Глины» Владимира Варнавы, Tristesse Марсело Гомеса и «Дивертисмента короля» Максима Петрова – и явился презентацией начинающих хореографов. Для Нью-Йорка, уже больше полувека остающегося центром развития мировой хореографии, это очередной вызов, тем более что западный балетный мир давно исповедует принцип: «Танцовщики и классический балет – территория России, но современный балет – не их приоритет».

Данилян, составляя программу, как всегда, соединил провокацию и совершенство. Оставшись без Вишневой в финальной точке вечера, он вновь заставил восхититься исполнительским уровнем Мариинского балета – Филипп Степин и четверка мужчин-корифеев отменно стилизовали современную игру в старинный балетный променад, продолжив идею коллективной спаянности «Глины», в которой шестерка солистов то сливается в безупречный кордебалет, то распадается на три контрастные пары. А балетоманский экстаз поддержали участники Tristesse – патентованные короли танца Марсело Гомес, Фридеман Фогель, Денис Матвиенко и Хоакин де Луз, чьи фирменные трюки были изящно сервированы под музыку Шопена и изгнали последние признаки скепсиса из тех, кто не увидел в молодых хореографах нового Баланчина и нового Ратманского.

Нью-Йорк