На Шубертиадах не только поют Шуберта

Фестиваль камерной музыки открыт всем жанрам, при этом все деньги зарабатывает сам
Французский квартет «Эбен» щеголяет в разных музыкальных жанрах/ SCHUBERTIADE GmbH

Фестиваль «Шубертиада» проходит с весны до осени сразу в двух местах в австрийском Форарльберге – в Хоэнэмсе у швейцарской границы и в горах Брегенцервальда, в Шварценберге.

Фестиваль делится на несколько циклов по 7–10 дней каждый, в этом году их семь, больше обычного. «Шубертиаде» исполнилось 40 лет, в связи с этим не только открылся посвященный ей музей в Хоэнэмсе (открыт лишь во время фестиваля, в общей сложности 5–6 недель в году; впрочем, если попросить дирекцию – она сидит неподалеку, – пустят в любое время года). Дело в большом, растянувшемся на два года проекте – исполнении всех песен Шуберта, в котором задействованы десятки исполнителей.

Этим летом в Шварценберге выступали, в частности, немецко-греческая сопрано Аня Хартерос (33-й концерт песенного цикла стал ее дебютом на «Шубертиаде») и Матиас Гёрне (впервые баритон пел здесь 22 года назад). Вместе с аккомпаниатором Вольфрамом Ригером Хартерос исполняла песни Шуберта на стихи разных авторов, включая Гете, а Гёрне исполнил с Мартином Хельмхеном цикл «Лебединая песня» на стихи Людвига Рельштаба и Генриха Гейне, законченный композитором незадолго до смерти. Гёрне не устает поражать эмоциональностью, артистизмом, доходящим до какой-то высшей экзальтации на сцене, когда каждая нота не просто пропевается, но еще и драматически проигрывается всем телом. Остается ждать будущего года, когда певец исполнит в Зальцбурге заглавную партию в берговском «Воццеке» в постановке Уильяма Кентриджа, – трудно вообразить, что это будет.

В блокнот меломана

Уже объявлена программа фестиваля будущего года. Он пройдет с 4 мая по 8 октября пятью сериями концертов. Среди них – три выступления Матиаса Гёрне (дважды ему аккомпанирует Маркус Хинтерхойзер), концерты Элизабет Кульман, Петра Бечалы и Кристофа Прежардьена, квартетов «Минетти», «Модильяни», «Эмерсон» и «Эбен», дебютирует на «Шубертиаде» и бас Рене Папе.

Одно время на «Шубертиаде» выступали оркестры, но сейчас фестиваль, принципиально отказывающийся от стороннего финансирования и живущий за счет билетов, сосредоточен, помимо певцов, на камерной музыке. В афише много первоклассных квартетов, включая парижский «Эбен».

Квартет существует 17 лет и за это время стал по-хорошему модным. После победы на музыкальном конкурсе телеканала ARD в 2004 г. карьера музыкантов, играющих и записывающих и классику, и джаз, идет по нарастающей, в этом году они выступали на фестивале в Зальцбурге, их принимали нью-йоркский Карнеги-холл, лондонский Вигмор-холл и Берлинская филармония, не говоря уже о сценах Сеула и Сан-Паулу; впрочем, никто не удивляется, когда в списке площадок появляется кабаре «Фоли-Бержер».

В Шварценберге французы включили в программу квартеты Гайдна, Дебюсси и Бетховена (точно такую программу, впрочем, они играли этим летом и в Зальцбурге). В таком порядке квартеты и игрались: Двенадцатый Бетховена после антракта – не только потому, что самый продолжительный, он стал смысловым центром вечера. Музыканты учились, в частности, у квартета Изаи и Дьердя Куртага, исполняют и композиции «Битлз», и импровизации на темы киномузыки, от «Одиннадцати друзей Оушена» до «Криминального чтива»; «Эбен» умеет найти новое в известном, а энергия, с которой они играют, превосходит привычное в музыке.

«Эбен» – из числа исполнителей, которых любишь тем больше, чем чаще слушаешь. Это чувство знакомо многим их поклонникам, не зря знаменитый фонд Форберга-Шнайдера, присудив им когда-то премию, годы спустя предоставил в распоряжение музыкантов уникальные старинные инструменты.

А 29-летний пианист Игорь Левит выдал этим летом удвоенную программу. Это было вынужденное, хотя и добровольное решение. В прошлом году Левит заболел и не смог сыграть запланированное число концертов в цикле, включающем все сонаты Бетховена. Он добавил их к программе этого года, концерты сопровождались овациями, которые начинались, минуя стадию аплодисментов, очереди за автографами состоят из давних энтузиастов.

Левит популярен, и не только в Германии, где живет с восьми лет. Уроженец Нижнего Новгорода, он ни разу еще не выступал в России. Критика расхвалила его записи партит Баха и пяти последних бетховенских сонат, вышедших на Sony.

Среди ближайших концертов в Хоэнэмсе в сентябре – сольные вечера Андреаса Шолля и Магдалены Кожены, выступление квартета Шимановского. В октябрьской афише – пианист Аркадий Володось, меццо-сопрано Элизабет Кульман и вновь квартет «Эбен». Без любимцев никуда.

Фестиваль продлится до 11 октября