Выставка «От Боровиковского до Кабакова» показала новые поступления галереи «АБА»

И подтвердила значительность ее собрания
«Магический цветок» Эдварда Беккермана, одного из современных художников галереи/ ЕВГЕНИЙ РАЗУМНЫЙ/ Ведомости

Анатолий Беккерман – коллекционер и арт-дилер, и кажется, что на этот раз профессия одержала в нем победу над увлечением и выставка «От Боровиковского до Кабакова» похожа на блестящую, но предаукционную. Самая интересная ее часть – работы лидеров и аутсайдеров русского модернизма. При этом, как часто бывает на выставках из частных коллекций, лучшие вещи незнаменитых художников перебивают неэталонные работы классиков. Герой здесь прежде всего Иван Пуни с эффектным и запоминающимся «Атлетом». Ну и декоративный триптих Александры Экстер, ставший визитной карточкой выставки. В их соседстве «Обнаженная» Бориса Шаляпина как-то не слишком уместна, хотя автор и сын великого русского баса.

Семьдесят работ, в основном картины, составили в Новом Манеже выставку «Русское искусство от Боровиковского до Кабакова. Из собрания галереи АБА». Единственная цель выставки – показать, что удалось добыть Анатолию и Майе Беккерман для своей коллекции за последние годы, чего они еще не успели показать на многочисленных демонстрациях своих сокровищ в разных странах мира. В том числе на прошедших два года назад выставках в Пушкинском и Русском музеях.

Вынесенные в название фамилии очерчивают временной диапазон выставки и амбиции владельца показанных на ней вещей заполучить первые имена. Но и Владимир Лукич Боровиковский, представленный на выставке одним портретом, и родившийся на 176 лет позже Илья Кабаков (несколько альбомных листов) не характеризуют деятельность Беккерманов, сделавших немало художественных открытий. Прежде всего среди русских художников, живших в Америке.

Так что три ранние, написанные в 1921 г. в Японии картины Давида Бурлюка и две его поздние работы интересны и расширяют сложившееся представление о художнике. Но нынешняя выставка не про открытия, а скорее про то, что в галерее «все есть». Например, неплохой, но дежурный пейзаж Ивана Шишкина или всегда приятные импрессионистические сочинения Константина Коровина. Представлен и солидный набор советских шестидесятников (два Штейнберга, два Целкова, один Шварцман, две превосходные композиции Лидии Мастерковой, две Немухина). Однако русских классиков и мастеров советского неофициального искусства много и в других собраниях.

Книга о Бурлюке

Анатолий Беккерман стал продюсером большой монографии «Художник Давид Бурлюк», написанной Владимиром Поляковым, авторитетным исследователем русского авангарда. В книге подробно описаны разные этапы жизни Бурлюка, проанализированы его не только ранние, но и поздние работы.

Довольно странными, нехарактерными кажутся две геометрические и одна абстрактная композиция Наталии Гончаровой. В таких случаях всегда возникает вопрос о подлинности. На вопрос о том, как проходит экспертиза представленных произведений, Анатолий Беккерман отвечает, что, конечно, он опирается не только на свой сорокалетний профессиональный опыт и в спорных случаях прибегает к экспертам, а если авторство сомнительно, то предпочитает работу не выставлять. Еще он подчеркнул, что не надо думать, будто рынок русского искусства первенствует по части фальшивок, что недавно нью-йоркская галерея, успешно торговавшая много лет американскими абстрактными экспрессионистами, была уличена в продаже подделок, такой же случай был с одной немецкой галереей.

До 14 октября