Татьяна Баганова впервые за пять лет поставила авторский спектакль для своей труппы «Провинциальные танцы»
Только названия не придумалаВ сегодняшнем мире Татьяна Баганова так же отвечает за российский современный танец, как Алексей Ратманский – за наш классический балет, Дмитрий Черняков – за оперную режиссуру, а Теодор Курентзис – за музыкальный цех. И так же, как они, в России она каждый день должна доказывать свое право на существование. Поэтому «Баганова-конвейер», почти два десятилетия бесперебойно выдававший в Екатеринбурге ежегодные премьеры, созданные для труппы «Провинциальные танцы», несколько лет назад остановился. После совершенной в своей метафорической многозначности и красоте «Сепии» по мотивам Кобо Абэ, выпущенной в 2011 г., Баганова поставила собственную версию «Весны священной» в Большом театре, совместно с саунд-драмой Владимира Панкова – «Сказку» и с петербургским театром АХЕ – «Меру тел». Но на авторскую постановку в своей труппе финансовых возможностей не было – «Провинциалы» в последние годы жили благодаря грантам, выданным на сотрудничество с европейскими хореографами. Благодаря им труппа сохранила отличную форму и зрителей – екатеринбургский ТЮЗ, где она традиционно выступает, всегда заполнен.
Самой Багановой восстанавливать контакт с публикой было, вероятно, непросто. Она даже не стала давать название своему новому спектаклю и предложила зрителям найти свои варианты, на афишах оставив лишь слово «премьера», а в программке напечатав рабочее название «Объективная реальность, данная нам в ощущениях».
Идите на Урал
За последние два-три года в Москве и Петербурге почти не осталось фестивалей современного танца. Поэтому для того, чтобы увидеть новый спектакль Багановой, нужно самостоятельно перевалить за Уральский хребет.
Ощущения Багановой всегда метафоричны и отточены, как формула. Но все ее элементы зритель обычно должен обнаружить сам. В новой постановке она дает наводку еще до начала спектакля, рассказывая, что отправной точкой для него послужила басня «Стрекоза и муравей» в ее трансформациях от Эзопа до Крылова. Восемь танцовщиков – это четыре пары «стрекоз и муравьев». Но их существование вовсе не баснословно предсказуемо. В мире, визуально напоминающем созданный Андреем Шишкиным индустриальный антураж для багановской «Весны священной» с его все пронзающими трубами (художники – Вера Соколова, Ярослав Францев, световой дизайн Максима Сергачева), жизнь монотонна и рутинна. Черная униформа «муравьев» напоминает прозодежду 1920-х, движения одного эхом размножают весь спектакль остальные, складывая печальную повесть о жизни без событий. Появление «стрекоз» врывается в нее лучом света в темном царстве. Эти существа не ограничивают себя и со страстью, не ведающей об оторванных крыльях, бросаются в дуэты и друг с другом, и с «муравьями».
Шлемы, напоминающие намордники рапиристов или пчеловодов, странные удлиняющие конечности «трубы» – лишь экзотический колорит для хореографических конструкций и всего спектакля, повествующего отнюдь не о жизни насекомых, а о попытках сосуществования нас и других. Найти общий язык придавленным к земле, надежным в своей тяжести «муравьям» и легким, полетным, переменчивым и не боящимся высоких поддержек «стрекозам» непросто. После долгой паузы в общении со зрителем Баганова, вероятно, нуждается в уверенности, что ее зритель – тот, кто не отрывает крылья стрекозам и не приделывает пропеллер муравьям. Поэтому она и просит его вывести новую мораль старой басни, которую возьмет названием своего спектакля.