В Петербурге стало меньше городских станций велопроката

Оператор объясняет это техническими проблемами и плохой погодой
Станций и велосипедов становится меньше / Евгений Егоров/ Ведомости

К середине июля клиенты ООО «Велогород», которое развивает сервис велопроката в Петербурге, совершили более 16 000 поездок. За тот же период прошлого года их было около 23 000. В этом сезоне в системе «Велогорода» зарегистрировалось 13 676 человек, из них 1500 иностранцев, в прошлом году – 39 487 человек.

По данным «Велогорода», 70–75% клиентов используют велопрокат в час пик утром и вечером, для поездок на работу или учебу.

Сеть «Велогород» (прежнее название – «Байкинг солюшнс») действует с 2014 г. В первый год 50 млн руб. в проект вложил Банк Москвы. В этом году оператор рассчитывает получить субсидию из петербургского бюджета. В прошлом году субсидия составила 50,6 млн руб., в 2015 г. – 21,2 млн. По данным «СПАРК-Интерфакса», в 2014 г. выручка «Велогорода» составила 403,7 млн руб., чистая прибыль – 70,3 млн, в 2015 г. выручка снизилась до 61,6 млн, а чистый убыток составил 34,4 млн руб. Час проката стоит от 80 руб., сутки – 4505 руб.

Учредитель и владелец «Велогорода» – Алексей Линьков. По данным СПАРК, Линьков является также гендиректором ООО «УК «Центр управления инвестициями» Российского национального коммерческого банка (РНКБ). По данным сайта УК, Линьков возглавил эту компанию в 2014 г. РНКБ на 100% принадлежит Росимуществу и является крупнейшим банком Крыма. В 2008 г. Линьков создал и возглавил инвестиционный бутик AC Capital (в дальнейшем BRC Capital), говорится на сайте Центра управления инвестициями. В 2014 г., по данным СПАРК, ООО «БРК капитал» ликвидировано вследствие банкротства.

В Петербурге 65 действующих станций проката, на них доступно 220 велосипедов российской марки Stels, в прошлом году их было 630, а станций – 90, говорит гендиректор «Велогорода» Виталий Блаженов. Он говорит о планах вернуться на прежний уровень и добавляет, что по канонам Петербургу надо 200–220 станций.

В мобильном приложении, которое используется для оплаты, 21 июля была доступна 51 станция и примерно 60–70 велосипедов. Блаженов говорит, что число работающих станций «плавает в пределах 5–8 шт. из-за сбоев оборудования, вандализма или других внешних факторов».

Сеть сократилась из-за полной замены устаревшего иностранного оборудования на отечественное, объясняет он. Были закуплены велосипеды Stels Navigator 270, их оптовая цена – 20 000 руб., знает владелец частного проката. В рамках импортозамещения компания отказалась от сотрудничества с чешским разработчиком ПО Homeport и подготовила свое IT-решение, продолжает Блаженов. По его оценке, отечественное ПО примерно вдвое дешевле, чем иностранные аналоги. Инвестиции в разработку ПО сотрудник профильной компании оценивает примерно в 1 млн руб.

До конца июня прокат работал в тестовом режиме. Абонемент, который позволяет совершить неограниченное количество поездок длительностью до получаса, по словам Блаженова, можно было приобрести за 1 руб. в месяц. дальнейшее использование оплачивалось по отдельной тарифной сетке. За это время удалось устранить критические ошибки в работе системы, добавляет он.

Работа проката ухудшилась после того, как началось обновление ПО и оборудования, велосипедов и станций стало меньше, считает советник вице-губернатора Игоря Албина по развитию велосипедной инфраструктуры Дарья Табачникова. Она говорит, что из-за плохого качества велопроката в прошлом году не стала покупать абонемент. Любая новая разработка страдает детскими болезнями, объясняет Линьков.

Албин не исключает появления нового оператора, это нужно для создания конкуренции и развития велопроката, написал он на этой неделе в Twitter.

Доехали до Сколкова

В августе «Велогород» запускает прокат в Сколкове, там будет установлено семь станций с 40 велосипедами, говорит руководитель проекта внешней транспортной инфраструктуры департамента ЖКХ, транспорта и благоустройства фонда «Сколково» Кирилл Жанайдаров. Компания будет делать все за свой счет, без компенсации затрат со стороны «Сколково», но с правом размещения рекламы, Петербург такого права не дает.

Мало велосипедов и парковочных мест, станций тоже немного и они периодически отключаются, жалуется один из постоянных пользователей проката. По его словам, сезон задался неудачно.

В непогожие дни прокатом пользуются на 50–70% менее активно, чем в ясную погоду, говорит Блаженов. Спад интереса заметили и в частном велопрокате Rentbike. В некоторые дни этого лета он вообще не открывается или открывается под запрос. «Наш бизнес сильно зависит от погоды», – сказал его представитель. С мая услугами Rentbike, по его словам, воспользовалось около 800 человек, за тот же период в прошлом году их было примерно 1800. Цены на прокат за это время практически не менялись и составляют 350 руб. за три часа, от 600 до 700 руб. в сутки. В прокате около 100 велосипедов – городских и спортивных. Прибыль сократилась примерно вдвое по сравнению с прошлым летом и составляет, по словам представителя, около 40 000 руб. в месяц.

В прошлом году прокатный сезон начался в марте, а в этом – только к июню, говорит представитель проката «Велородео». Сейчас летние каникулы, но даже в выходные дни иногда никто не приходит кататься, сетует он.

«Этот бизнес сильно зависит от погоды, особенно в выходные дни: в дождь не будет ни одного клиента. Нас выручают корпоративные заказы на мероприятия», – рассказывает владелец «Велостанции» Ростислав Хороших. По его оценке, прокатом пользуется 400–500 человек в месяц, май прошлого года был на 30–40% лучше благодаря погоде. Прокат велосипедов интересен как дополнение к уже существующему бизнесу: веломагазину, отелю, хостелу, турбазе, ресторану, полагает Хороших.