Что такое правильный региональный кинофестиваль

Сахалинский «Край света» стал идеальной точкой встречи Европы и Азии
Лучшим фильмом фестиваля назвали картину режиссера Милада Алами «Соблазнитель» (на фото кадр из фильма)/ sakhalinfilmfestival.ru

Итоги 8-го международного кинофестиваля «Край света» в Южно-Сахалинске не исчерпываются списком победителей, объявленным на торжественном закрытии. При том, что сам вердикт жюри вопросов не вызывает: главный фильм-избранник «Соблазнитель» (режиссер Милад Алами), помимо достойного кинематографического качества, идеально выразил интерес сахалинского фестиваля к смысловой точке встречи Европы с Азией.

Победители и деньги

«Соблазнитель» снят в копродукции Ирана, Дании и Швеции и рассказывает о мытарствах иранского иммигранта в датских краях. Вообще-то у себя дома он женат, но на чужбине это большой секрет, поскольку Исмаилу (так зовут героя), чтоб избежать депортации, надо срочно и официально склеить датчанку. Вот он и ошивается по ночам в престижном баре, вынужденно спуская там часть денег, нелегально заработанных черным трудом и предназначенных для отправки семье. Выпивает за стойкой, постреливает в разные стороны масляным черным глазом в надежде на благосклонность датских дам, успевших разочароваться в соотечественниках, но не потерявших надежды на женское счастье. В общем, Азия в «Соблазнителе» встречается с Европой как в титрах, так и в сюжете, поэтому председатель жюри, режиссер-иранка Таминех Милани, известная на родине борьбой за права женщин, вполне защищена от упреков в протекционизме в отношении соотечественника.

Сахалинские награды имеют, помимо всего прочего, экономическое значение для получателей: их денежный эквивалент колеблется в диапазоне между 200 000 и 300 000 рублей. Для многих тружеников арт-хауса это осязаемая сумма, а для некоторых – более чем. По словам казахского актера Куандыка Дюсенбаева, получившего приз за главную роль в «Ласковом безразличии мира» (Казахстан – Франция), режиссер Адильхан Ержанов снял этот фильм всего за $15 000. Вот и считайте.

Тем не менее, повторю, самым существенным сахалинским результатом стал не призовой расклад, а то, что «Край света» еще раз подтвердил свое реноме образцового регионального фестиваля – международного по статусу, локального по интересам.

Имя им – регион

Количество рассыпанных по территории страны фестивалей, инициированных Москвой и оплаченных федеральными деньгами пополам с местными, у нас весьма велико, но далеко не каждый из них может называться региональным. То есть реально для региона значимым.

Зачастую фестивальная прописка – это всего лишь нестоличный адрес выездного столичного мероприятия, и бывает так, что всю неделю горожане остаются в полном неведении относительно важного события в их культурной жизни. Безусловно, в городах, где распахнули свои двери полтора кинотеатра, кинопрокатное предложение в силу хотя бы количества экранов по определению нищенское. В этом случае любая, самая незатейливая фестивальная программа вносит разнообразие в круглогодичную унылость киноафиши. Так же, как и актерские десанты в отдаленные поселки всегда в радость тамошним жителям, обделенным всем, чем можно. Даром что востребованным актерам в горячую (производственную и фестивальную) летнюю пору не до таких поездок, и селяне вынужденно довольствуются встречами с любимцами своей советской юности.

Лучше хоть что-то, чем ничего, это правда. Но правда и другое: это «хоть что-то» имеет скромное отношение к реальному уплотнению культурного слоя там, где фестиваль обосновался. А значит, не решает задач, которые могут региональным фестивалем решаться. Команда «Края света» убеждена, что не только могут решаться, но и должны, и ее действия в этом направлении носят планомерный и даже программный характер.

Вернее, направлений тут сразу несколько. Качество, собственно, кинопоказа обеспечено высокой квалификацией программного директора Алексея Медведева, который не с первого фестиваля, но сумел убедить в том, что слухи о безразличии соотечественников к умному и сложному кино сильно преувеличены. Сравнительно короткая история «Края света» знала случаи, когда одни соотечественники буквально вырывали из рук других билеты на фильм, пользовавшийся особым спросом. Залы здесь даже на дневных сеансах документалистики не пустуют, и заполняет их разномастная публика всех возрастов. Ни при каких иных обстоятельствах у нее здесь не было возможности увидеть главные фильмы Ингмара Бергмана на большом экране – в нынешнем году благодаря «Краю света» она появилась.

Обратная связь

В том, что фестивалю удалось доказать если не ошибочность, то явную недостаточность привычных представлений о вкусах и запросах публики, серьезную роль сыграл формат обратной связи Questions and Answers: после каждого конкурсного показа в специально построенном для этого шатре авторы фильма отвечают на вопросы всех желающих. Фестиваль разговаривает со своим зрителем – в этом основа его идеологии.

Важный сегмент фестивального кинопоказа – важный, прежде всего, для самоидентификации островитян – это программа «Сахалинский след». В этом году в нее включили фильмы, как снятые самими сахалинцами, так и связанные с островной повседневностью сюжетно или тематически. Причем к рождению некоторых из них фестиваль впрямую причастен: их авторы вышли из творческих мастерских – это ноу-хау «Края света» и один из эффективных инструментов пробуждения и развития местной культурной жизни.

Работу мастерских (сценарных, продюсерских, анимационных) в фестивальные дни курируют столичные профессионалы, и в течение года эта работа не прерывается: «Край света» последовательно формирует основы сахалинской кинематографии. Эта политика уже дала первые результаты: несколько международных фестивалей прислали приглашения фильмам, сделанным выходцами из мастерских. Но даже если не все их участники вольются в ряды отечественных кинематографистов, польза несомненна – и для их личного роста, и в целом для сахалинского пространства, в котором они будут так или иначе самоосуществляться.

При этом виды «Края света» именно на кинематографическое будущее острова весьма конкретны. В этом году четыре творческие мастерские (две из них новые – продюсерская и дизайнерская) набирали только школьников, еще не определившихся с профессией. Фестиваль взялся за поколение, которому завтра делать здесь свое кино (к слову, проект годичных режиссерских курсов уже обсуждается с местной властью). Для совершеннолетних потенциальных авторов устроили конкурс проектов. К участию допускались не только сахалинцы (от них принимали заявки на любую тему), но и жители материка (обязательное условие: будущий фильм должен быть тематически связан с Сахалином и на 80% снят здесь). В экспертное жюри вошли режиссер Борис Хлебников, продюсеры Игорь Толстунов и Сабина Еремеева, генеральный директор российского отделения Sony Pictures Антон Сиренко и их сахалинский коллега Илья Шамазов. На первом этапе они из 28 заявок отобрали 11, а затем, после индивидуальных консультаций с их авторами, рекомендовали 6 проектов к господдержке (деньги выделены, дело за утверждением в Думе).

Все вышеназванное и последовательно реализованное за несколько лет на далеком от столицы острове вполне объясняет события двухлетней давности, когда южно-сахалинцы бурно опротестовали решение нового губернатора Олега Кожемяки обновить заодно и фестивальную команду. К чести губернатора, он вовремя услышал горожан и свое решение (уникальный случай в наши политические времена) отменил.

Так вышло, что одним из сквозных мотивов конкурсной программы-2018 стал мотив индивидуального бунта против существующего порядка вещей, и жюри этот мотив расслышало. Оно признало лучшим режиссером Алексея Федорченко, рассказавшего в аскетичной «Войне Анны» невероятную и подлинную историю еврейской девочки, выживающей в камине фашистской комендатуры, а лучшей актрисой – Нату Мурванидзе, которая сыграла в гротескной «Страшной матери» (Грузия–Эстония) пятидесятилетнюю женщину, пославшую к чертям свою семью с ее укладом и интересами, чтоб без остатка посвятить себя литературе. Да и зрители отдали симпатии (этот приз в сахалинском регламенте равновелик главной награде от жюри) драме Авдотьи Смирновой «История одного назначения», где против несправедливости пытается бунтовать сам Лев Николаевич Толстой.

Если снизить накал «индивидуального бунта» до температуры «личного усилия», то нельзя не признать это усилие главным двигателем фестиваля «Край света», который захватывает новые территории и с весны будет доказывать свою эффективность еще и на западной оконечности страны – в Калининграде.

Южно-Сахалинск