Почему «Алита: боевой ангел» – один из самых ярких фантастических боевиков года

В прокате – совместный проект автора «Титаника» Джеймса Кэмерона и автора «От заката до рассвета» Роберта Родригеса
Главная героиня «Алиты» создана с помощью технологии motion capture/ 20th Century Fox Film

XXVI век. Над мегаполисом Айрон-Сити нависает небесный город-остров Залем; все земляне мечтают туда попасть, только никого с Земли туда не пускают. Это город избранных, которые используют Айрон-Сити как колоссальный ресурс (снизу по огромным трубам в Залем поступает всякое добро) и одновременно как свалку. Как раз на раскинувшейся под Залемом помойке доктор Дайсон (Кристоф Вальц) находит кусок киборга-девушки. Голова, два уха, шея, плечи – и на этом все. Но мозг у киборга живой, только очень старый – ему примерно 300 лет. Доктор пришивает к фрагменту новое искусственное тело, и получается очень бодрая девчонка, обладающая невероятными боевыми навыками. Она оказывается реликтом стародавних времен, когда между землянами и повстанцами с Марса шла война (девушка воевала за марсиан). Доктор дает ей имя своей покойной дочери, Алиты. Едва выбежав на улицу, Алита влюбляется в первого встречного паренька.

Надо сказать, что Айрон-Сити населен наполовину людьми, а наполовину киборгами: там есть существа с человеческим сознанием (и человеческой жестокостью), но с телом, состоящим из комбинации плоти и стали, или, например, из одной стали, или того пуще – в основном из стальных сабель. За сравнительно мирными и безобидными киборгами ведут охоту уличные банды – похищают и прямо заживо разбирают на запчасти. Киборгам при этом, судя по всему, не больно, но ужасно обидно. За бандитами, в свою очередь, охотятся специальные дружинники, не знающие жалости. Жалости там вообще никто не знает.

Из рук в руки

Этот фильм делали два выдающихся режиссера. Джеймс Кэмерон, автор «Аватара» и «Титаника», двух самых кассовых фильмов в истории кинематографа. И еще «Терминатора-2» – великого фантастического боевика, где впервые в полную силу применялись компьютерные спецэффекты, навсегда изменившие кино. И Роберт Родригес, автор «Десперадо», «От заката до рассвета» и «Города грехов».

Кэмерон носился с идеей экранизации японской манги «Боевой ангел Алита» много лет, мечтал ее поставить сразу после «Титаника», написал огромный рыхлый сценарий, но не доделал его, а переключился на синих инопланетян. Чтобы не пропадать добру, отдал историю своему другу Родригесу. Сценарий несколько лет доводился до ума, потом студия 20th Century Fox выписала под имя Кэмерона (который значится в титрах как продюсер) бюджет в размере то ли $150 млн, то ли $200 млн. Под одно имя Родригеса она не дала бы такие деньги никогда – его последним реально успешным фильмом был «Город грехов», вышедший в 2005 г. «Мачете» и «Планета страха» суперхитами уже не стали, а последние фильмы откровенно провалились.

«Алита» в некотором роде смесь любимых кэмероновских тем. Киборги, не знающие страха. Сильные женщины вроде Сары Коннор или лейтенанта Рипли, способные на все из чувства долга и/или ради любви, неважно, к сыну, бойфренду или человечеству. Наконец, грубоватая, в лоб, мелодраматичность. В одной из ключевых сцен Алита (актриса Роза Салазар, играющая с помощью технологии motion capture, но при этом – редкий случай – почти не похожая на героиню мультика) буквально отдает свое сердце возлюбленному. Раскрывает грудь, вынимает его и говорит: «Бери! Это уникальное сердце, ему нет цены, ты его продашь и вырвешься из нищеты, а я уж как-нибудь вставлю себе новое!» Прелесть что такое: сентиментальность Кэмерона (который снял бы все это на голубом глазу) сталкивается с ироничным цинизмом Родригеса, прекрасно осознающего, насколько это наивная слезовыжималка для пионерок и пенсионерок. Он не смеется впрямую, но его чеширская улыбка в этой сцене ощущается будь здоров. (Кстати, ближе к финалу есть откровенная цитата из «Титаника» – но тут уж Родригес чуть-чуть посерьезнее.)

Пусть вас не удивляет спокойное вытаскивание из груди сердца. Лютая «Алита» – вообще невиданный (по крайней мере, в крупнобюджетных фильмах с американским рейтингом PG-13) чемпионат по расчлененке. В Айрон-Сити запрещено огнестрельное оружие, но не запрещены лезвия – и на протяжении фильма персонажей бесконечно разрубают пополам (вдоль и поперек), срезают им пол-лица, оставляют от них всего лишь голову, шею, плечо и руку (причем то, что осталось, продолжает сражаться). Бывает, что расчленяют полностью и упаковывают в аккуратный сундук, причем все части тела продолжают функционировать. Но в этом мире легко отрезать живому человеку голову, потом пришить ее на металлопластиковое тело – и человек будет бегать быстрее прежнего. Родригеса, обожающего все это мочилово, выручает только то, что половине расчленяемых персонажей как бы не больно и кровь из синтетических тел хлещет не красная, а синяя.

Тревожное будущее

Аналитики сейчас предрекают «Алите» провал – будто бы она обойдется студии 20th Century Fox в $200 млн убытков. К сожалению, все к тому и правда идет. По множеству причин – например, потому, что урбанистические антиутопии типа «Хроник хищных городов», нового «Бегущего по лезвию» или «Призрака в доспехах» давно не оправдывают ожиданий. Потому что тема «первая любовь в жестоком мире будущего» исчерпана всякими «Дивергентами» и «Голодными играми». Потому что «Алита» уж очень жесткая для девочек и, наверное, слишком «про девочку» для мальчиков.

А жаль ужасно: это действительно яркое, сочное, живое и талантливое кино, как минимум – с незабываемыми злодеями, гонками и драками, с бешеной фантазией. У режиссера Говарда Хоукса был рецепт великого фильма: «Три великие сцены, ни одной плохой сцены». Если хотите, «Алита» ему вполне соответствует. Родригес всю жизнь шел к такому вот голливудскому блокбастеру с колоссальным бюджетом, и теперь, если фильм окажется не блокбастером, а катастрофой, неприятно будет не только ему. «Алита» ведь к тому же заканчивается на полуслове, на самом интересном месте, в расчете на продолжение. Которое очень хочется посмотреть немедленно, но которого, похоже, не будет.

В последних кадрах «Алиты» неожиданно объявляется один очень хороший актер в роли главного злодея. Но его лучшие роли были сыграны в конце 1990-х, а последние лет 15 в Голливуде с ним стараются в принципе не связываться из-за тяжелого характера. Его даже выгнали из вселенной Marvel, откуда никого не выгоняют, заменив на более покладистого артиста. И, наверное, Роберту Родригесу, несмотря на всю его самоуверенность, стоило бы подобрать себе другой талисман на будущее.-

Автор – специальный корреспондент «Комсомольской правды»